Больше рецензий

Doriana12

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 мая 2014 г. 15:30

193

4

Несомненно, Александра Маринина занимает первую позицию в списке современных масслитературных детективщиц. Удивляюсь рецензентам, которые сетуют, что, мол, произведения Марининой нельзя назвать литературой. Но книжный рынок испокон века делится на классических авторов и простых ремесленников, иными словами, Маринина - не Рубина и не Улицкая. Поэтому искать особый слог, многосложный сюжет или глубинный философский смысл в романах Мариной бесполезно. Она ремесленник, в хорошем смысле слова. У классических авторов герои мозаичные, в единое целое складываются "черточки" разных современников или же они полностью выдумываются. Поэтому по-настоящему литературный персонаж становится собирательным образом целого поколения. Маринина, наоборот, конкретна, биография ее героев предельно документальна. Ловишь себя на мысли, что среди твоих знакомых совершенно точно есть именно такой человек, именно такой психотип.
Маринина, начинавшая в 90-х, не перестает меняться и самосовершенствоваться (сравните, например с Донцовой, которая, однажды разработав интересную схему повествования, использует ее до сих пор). Правда, кое-что осталось от прежней Марининой. Сюжет лавирует между событиями из газетной хроники. Так в романе описывается скандал с вакциной, которую европейцы за взятки испытывали на российских детях; прекрасно его помню по публикациям в прессе. Кроме того в книге идет прямое цитирование из справочников и учебной литературы по истории медицины. Не всегда оправданное, часто слишком объемное. Это, конечно, отвлекает, иногда раздражает. Но криминальная составляющая выдержана практически до финала. Психологический портрет главного героя безупречен, как и исторический фон. Жизнь "от" и "до". В каких-то моментах ужасная и жестокая, в каких-то удачная и радостная. Жизнь в чистом, необработанном виде.