Больше рецензий

olgavit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 сентября 2023 г. 14:52

373

4.5 "Чувство правды преобладает над внешней формой"

Предисловие от Издательства может ввести читателя в заблуждение

цитата
Из этой книги читатель узнает об исчезнувшей стране и исчезнувшем народе, который, подобно мифическим атлантам, в краткий — с точки зрения мировой истории — миг исчез, словно и не существовал никогда.Эта страна — крестьянская Россия. Населявший ее народ, как и всякий народ на земле, был уникален. Его традиции и обычаи формировались веками и, казалось, укоренены столь глубоко, что выкорчевать их невозможно.
свернуть

Есть ощущение, что сейчас начнется рассказ о сказочной жизни крестьянства второй половины XIX века, там где красны девицы в белых платочках и добры молодцы на вороных конях, но уже с первых глав понимаешь, что само содержание диссонирует с вступлением. Книга была издана после смерти Ольги Семеновой Тянь-Шанской на основании сделанных ею записей. Имение Тянь-Шанских находилось в Рязанской губернии, долгое время Ольга Петровна наблюдала за жизнью крестьян и что увидела и услышала (это меня немного смутило) записывала в блокнот.

Для описания крестьянского быта автор выбрала некий собирательный образ русского мужика-середняка Ивана, примерно своего ровесника, который родился через год-два после отмены крепостного права. Для лучшего понимания в каких условиях родился и рос Иван, автор изначально расскажет о его родителях, приведет некоторые сравнения "сейчас" (примерно 80-е-90-е годы) с тогда ( 50-е-60-е годы), сразу же окунет в статистику из чего состояло хозяйство середняка и сколько что стоило.

Вырисовывается примерно следующее. Родителям Ивана, на период сватовства было лет по восемнадцать каждому, за невестой тогда приданое брали все больше холстами да постельными принадлежностями, но главное, чтобы девушка была здоровой и работящей. Она шла в семью, где должна заменить уже уставшую от трудов свекровь, а хозяйство будущих родственников состояло из избы с земляным полом, трех коней, пятнадцати овец, коровы, телки и свиньи. Изба была, как пишет автор "от шести до девяти аршин в квадрате" (то есть от 4до 6,5 м2), в ней умещалась печь (топили в основном по-черному), стол, лавки, полати и все члены семьи от мала до велика . Одежда, обувь, инструменты и прочая утварь хранились в отдельной пристройке, амбарчике. Не будем забывать, что Тянь-Шанская описывает середняков.

Понятное дело, роды в таких условиях проходили весьма сложно, о гигиене никто не заботился, да и не задумывался. Автор развенчала мое представление о сильных крестьянках, способных к рождению детей в поле лет так в шестнадцать-восемнадцать. Рожать-то в поле рожали, но

цитата
Есть даже примета, что «молодые с венца подымаются», то есть растут после своего бракосочетания. Вследствие этого и первые дети родятся слабыми (первые два-три ребенка) и обыкновенно не выживают.
свернуть

Дети и сами роженицы часто болели, смертность была очень высокой и на вопрос Тянь-Шанской одному из мужиков "Думает ли он о будущем своих детей", тот ответил, что неизвестно кто из них выживет, может еще и все помрут.

О нравах, которые царили в крестьянской семье, о жестоком обращении мужей к женам написано много. Родители тоже частенько поколачивали детей за малейшие провинности, а старшие младших, между родными братьями-сестрами теплых отношений не было. Подробно описывается в книге сватовство и свадьба. А сколько всяких поверий с этими обрядами связано, больше возможно только с похоронами. По этому поводу стоит отметить, что с того времени очень мало что изменилось.) В среднем свадьба обходилась рублей в пятьдесят, если заглянуть в таблицу, которая приведена в первой главе, то получается, что на эти деньги можно было избенку срубить. Целомудренностью до свадьбы себя ни парни, ни девки не обременяли, но и за распутство можно было быть битой, а потому сей грех пытались скрыть.

В книге приведена статистика из чего состояли доходы и расходы крестьян, сколько можно было заработать на поденных работах или же оказывая какие либо услуги по пошиву, кладке печи, строительству другим крестьянам. Споры крестьяне решали разными путями, обращались и в суд для возмещения нанесенного ущерба, как материального, так и морального (!) Основными причинами бедности и нищеты русских крестьян автор называет неурожаи, пожары и непомерные подати - это внешние, а из личных - лень и пьянство. Откладывать на "черный день" было не принято

цитата
В голодуху крестьянские обеды и ужин сводятся к одному обеду или ужину черствым хлебом (размоченным в воде). В хлеб подмешивают лебеду. В голодуху мужик, разумеется, усиленно ищет какого-нибудь заработка или идет побираться всей семьей. Голодные ребятишки, когда сойдет снег, едят всякие корешки и травки (щавель, кашку). Варят щи из снытки . А в урожайные годы тот же мужик (который готов был за грош влезть в хомут, когда хлеба не было) лежит на печи, и иногда никакой ценой не заманишь его на работу.
свернуть

Сложилось ощущение, что отдельные выводы Ольга Семенова Тянь-Шанская делает с налетом барского снобизма, но в целом книга понравилась, небольшая и весьма информативная. Не могу сказать, что ничего не знала о быте крестьян того времени, но столько интереснейших нюансов для себя почерпнула.

Читаем классику вместе. "Покорители вершин"
Осторожно! Историки! Экспедиция. Сокровища Римского форума и Колизея