Больше рецензий

18 сентября 2023 г. 08:53

229

5 ֍ НЕДОПУСТИМАЯ ПРАВДА И ДОПУСТИМАЯ ЛОЖЬ, или ЖИЗНЬ НА ЭТОМ НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ֍

Александра Маринина. «Обратная сила». Том III. 1983 -1997
картинка Santa_Elena_Joy
«Какой урок я должен извлечь? Что нельзя лгать? Но я сказал правду, и стало только хуже.»

«Что же это за записка таинственная? Получается, тот, кто писал ее, излагал не собственные мысли и чувства. А чьи? Записывал под диктовку? Возможно.»
(Александра Маринина. «Обратная сила». Том III)
«Правильно ли жить без чувства вины? Он не знал. Так же, как не знал, где граница между недопустимой правдой и допустимой ложью.»
(Александра Маринина. «Обратная сила». Том III)
«И снова предательский рациональный голос зашептал ему: "Зачем? Зачем тратить на это время? Что изменится оттого, что ты узнаешь правду? Это вообще не твои предки. Все эти Гнедичи и Раевские для тебя – никто"?»
(Александра Маринина. «Обратная сила». Том III)

Тайна, свидетельства которой попали тебе в руки, как долго может оставаться неразгаданной? Оказывается, довольно долго. На срок хранения тайны воля Бога. Если материальные свидетельства её всё ещё существуют, не рассыпались в прах, а находятся в твоей непосредственной близости, то рано или поздно пробьёт час, когда нужно будет раскрыть эту тайну. Кому это нужно? – Никому … Так звёзды сошлись. И всё тут.

Самозванец по воле несчастья, еврей Михаил Штейнберг, ставший русским – Александром Орловым, единственным «потомком» дворянского корня Гнедичей-Раевских, стал невольным «правообладателем» страшной тайны, последствия которой разорвали в клочья судьбы людей рода, начиная с середины XIX века.

Вот с этого места и начинается всё самое интересное и увлекательное в этой запутанной и богатой на события семейной истории. Суждено ли семейной тайне быть раскрытой? И что даст её раскрытие?

***
История, поведанная в «Обратной силе», не столько поучительная, сколько познавательная. Автор постаралась, чтобы перед внутренним взором читателя возникла историческая правда не такого уж далёкого прошлого нашей страны. Огромной. Многонациональной. Многострадальной.

Маринина в силу своей профессиональной принадлежности делает акцент на развитии (деградации?) правоохранительной системы. Эта тема проходит главным фоном, на котором разворачивается всё действие. Интересно.

«Обратная сила» – неспешный рассказ. Он не побуждает бежать, а просит остановиться. Чтобы взглянуть на окружающую сегодня действительность, обернувшись назад: к своим корням. А главное, – заглянуть в свою душу. Как она там? Не зачерствела ещё? Способна чувствовать и сопереживать?

Много персонажей с их нелёгкими судьбами. Могли бы они прожить свои жизни по-другому? Наверно, смогли бы, будь другими, а не такими, какие есть …

Какие метаморфозы претерпели понятия о совести и чести! По-моему, это и есть главный стержень, на котором держится весь роман: его становой хребет. Как много из этого мы растеряли за историческое время. И продолжаем терять?.. Может, пора уже остановиться? Сохранить хотя бы то, что осталось. Одуматься. Подумать. Иначе – конец …

P.S.
картинка Santa_Elena_Joy
«На белом камне высечена горящая свеча, которую голландский хирург Николас ван Тюльп в семнадцатом веке предложил считать эмблемой врачебной профессии, и его знаменитый девиз: "Светя другим, сгораю сам".»

Комментарии


За рецензию спасибо, но так и не понял:детектив это или что-то другое?



То, что этот роман должен быть отнесён к криминальной прозе, не вызывает сомнения. Это криминальный роман. Детективный жанр со всеми его множественными поджанрами относится к криминальной прозе. Поджанр классический детектив включает процесс расследования тайны (преступного замысла, события и т.п.). С этой точки зрения "Обратная сила" - не классический детектив. В тайну читателя погружают сразу (открытый детектив). Догадаться о сути этой тайны предстояло бы главному герою в наши дни. И в общем-то персонажи прилагали усилия для раскрытия того, что читателю было известно.
В целом, на мой взгляд, эта трилогия могла быть отнесена к некоему компилятивному жанру, который включает преступления, исторические события, драму, семейную сагу.