Больше рецензий

17 сентября 2023 г. 21:22

793

3 «И для цветения скромного цветка мука мира должна быть горька»

Думаю, у многих есть это безотчетное желание — прочитать «Портрет Дориана Грея». Ведь это классика, да еще и с большой, пожалуй, буквы: о нем многие говорят, многие цитируют, а еще ставят Дориана кому-то в пример. В принципе, понять можно и первых, и вторых, и третьих: все-таки Оскар Уайльд написал занимательное произведение, хотя, на мой взгляд, слишком пространным и сложным языком, причем достаточно неоправданно. Я себя отнесу к другой категории прочитавших эту книгу — к «наконец-то прочитал».

спойлер
Я ненавижу всех героев книги и впервые читаю книгу с горящей от злости жопой (прошу простить мою прямоту)
свернуть

О том, что понравилось. Это все-таки не зря классика: автор поднимает животрепещущие темы, которые необходимо обсуждать, обдумывать и проживать на протяжении существования человечества. Вопрос юности и уходящей красоты и сейчас стоит слишком остро: кто из нас не мечтает быть вечно молодым и ухватить свои лучшие годы за хвост? Кто не хочет влиять на людей настолько сильно, что они не знали бы без него соей жизни?

Роман, по сути, про человека обыкновенного, в котором есть капелька необыкновенности, которой он и пользуется — но вот раздувается эта капля до размеров океана. И было бы неплохо, если бы помимо красоты у Дориана Грея было хоть что-то еще, но... Пусто. Добрую половину книги невероятно поражало (и раздражало) восхищение окружающих перед Греем, их подобострастие и желание ему угодить во всех прихотях — нереалистично и странно, если говорить про взрослых состоявшихся людей, которые готовы целовать пятки зарвавшемуся мальчишке. Но, возможно, в те времена было иначе, и это мы сейчас пресытились красивыми людьми? Кто знает, однако, не стоит забывать о том, что красота — вещь субъективная, а Дориан стал эталоном для всех, кого встречал.

Я не хочу про него говорить: он бесячий вредный юнец, который решил, что имеет право играть судьбами. Пресытился своей жизнью, в которой не сделал ровным счетом ничего особенного, и позволил себе играть в бога — что же, мы все знаем конец этой пьесы. Но я хочу говорить про Гарри Уоттона — вот кого нужно было препарировать с особой жестокостью, а еще лучше — в самом начале. Пустозвон и эгоист, который в свои небольшие тридцать (насколько я поняла из повествования, он всего на десять лет старше главного героя) успел пресытиться жизнью и познать ее полностью. Лорд Генри знает все и обо всем, всех он может обсудить, всех убедить и, кстати, не забывайте, что брак — просто пережиток прошлого, а любовь — выдумка. Если у кого-то есть свое мнение, он закидает его собственным, да так, что обязательно переубедит — и даже тех, кто прожил жизнь куда длиннее и насыщеннее. После прочтения про этого манипулятора и экспериментатора над чужими жизнями хочется сказать одно: да убережет жизнь нас от таких мужчин.

По моему скромному мнению, книга могла быть страниц на сто покороче: слишком много пустых размышлений автора, лживых страданий Дориана и разглагольствований Гарри. Она словно жвачка: жевали-жевали, а по итогу выплюнули и пошли дальше. Скомканный конец, который совершенно не стоил растянутой середины. Но посыл был правильный, здесь спорить невозможно: что вечная красота против жизни?

В каждом из нас есть и рай, и ад