Больше рецензий

10 сентября 2023 г. 16:40

621

5 Моральная нейтральность истории



Жизнеописание жесткого политика Вилли Старка, который не остановится ни перед чем, чтобы достичь своих целей, рассказанная и осмысленная его соратником, бывшим журналистом Джеком Бёрденом.


Фундаментальный роман, ощущения от которого настолько сильные, что приходилось сознательно растягивать книгу, чтобы больше насладиться великолепно проработанными характерами, поэтической атмосферой и подводными камнями морали политической жизни. История захватывает с первых страниц, филигранный язык делает картину в голове поразительно объемной и четкой. Я давно не получал такого удовольствия от книги. 


Пенн Уоррен рисует монолитный образ политика южного штата. Старк — соль земли, человек, который благодаря упорной работе, Мартин Иденовскому самообразованию, острому чувству несправедливости, усталости от того, что весь политический мир поделен среди «своих», и верхушки плюют на простой народ, который коптит землю своими кровью и потом, решает эту самую власть взять в свои руки. Неудачи его не смущают, он проламывает все, как таран, и добивается своего, он становится «Хозяином». Поднимаясь по лестнице власти, Старк приходит к умозаключению, что законы ограничивают его желание сделать жизнь в штате лучше. Начинаются манипуляции, цель оправдывает средства. 


Главным лейтмотивом романа идет рассуждение о «нейтральной моральности истории», что «человек соткан из зла» и добро можно взрастить только из этого самого зла. Моральные дилеммы не должны препятствовать достижению благой цели, законы и порядки придуманы людьми, а значит так же легко их можно нарушать. Процесс может нести сопутствующий ущерб, в истории останется только результат. Это философия Вилли Старка. В романе она показана куда изобретательнее, разнообразнее, автор не создает однозначный портрет герою. Старка можно понять и можно обвинить, а, возможно, и все вместе. 


Джек Бёрден персонаж не менее интересный. Он является приёмником и транслятором чужих взглядов на жизнь и политику, будь то Старк или врач-идеалист Адам Стентон. Ощущение, что Джек ни во что не верит, просто существует в потоке мнений, потому что за свою жизнь успел увидеть разного, что выбивало из колеи успешного следования той или иной философии жизни. Трансформации, происходящие с ним в истории, происходят и с читателем. Ощущение, что прожил целую жизнь, когда заканчиваешь роман. 


Уоррен весь роман демонстрирует фрагменты, осколки цельной человеческой души. Часть есть в Старке (человек факта), часть в Стентоне (человек идеи), часть в ком-то другом. Бёрден становится тем, кто эти осколки собирает, постепенно превращаясь в человека для которого мораль становится незаменимым атрибутом истории, ведь будущего не может быть без прошлого. Ответственность лежит на всех, кто хоть сколько нибудь думает о том, что будет дальше. Время спросит со всех. 


«Мы уйдем из дома в кипящий мир, из истории в историю, чтобы снова держать ответ перед Временем».