Больше рецензий
4 сентября 2023 г. 09:55
84
0 Гранд-девы
РецензияЭта замечательная трёхтомная монография посвящена пяти удивительным художницам, творившим с середины ХХ века в Штатах.
Мир искусства всегда был мужчиноцентричен, поэтому творчество многих выдающихся художниц и их работы недоступны для массового зрителя, поскольку они находятся в тени своих отцов/мужей/братьев и т. д.
Вот что приходит на ум при упоминании абстрактного экспрессионизма?
Для меня это Джексон Поллок, Билл де Кунинг, и Ли Краснер (поскольку я как будто бы немного шарю), а Франц Кляйн и Марк Ротко стоят рядышком, но не вместе, про остальных я не знал ничего. Но после прочтения ‘Женщин Девятой улицы’ для меня открылось множество имён.
Сама монография посвящена пяти художницам.
Ли Краснер. Художница, жена Джексона Поллока, которая открыла и продвигала творчество мужа. Удивительно сильная женщина, которая оставила безусловный след в мировом искусстве и сделала арт-рынок таким, каким мы знаем его сейчас.
Элен де Кунинг. Художница, искусствовед, преподаватель, арт-критик, жена Билла де Кунинга. Для меня она является безусловным лидером этой пятёрки. Великолепно щедрая и понимающая женщина, без которой жители Штатов второй половины прошлого столетия не оценили творчество современных художников.
Грейс Хартиган. Самая успешная художница из пятёрки, которая первая удостоилась персональной выставки в МоМА. Грейс также единственная из них, кто была матерью. Ближайшая подруга Фрэнка О’Хары и просто чертовски крутая девчуля.
Хелен Франкенталлер. Самая нежная и милая из всех художниц. Хелен была супругой Клема Гринберга («Авангард и Китч») и Боба Мазервелла (важный для Америки художник), а впоследствии вышла замуж за американского магната и учредила важнейший фонд поддержки современных художников, названный в её честь.
Джоан Митчелл. Самая буйная и своенравная художница из всех, при жизни покорившая не только Штаты, но и Европу (в частности, Францию). Уникальная особа, которая меняла жизнь каждого, кто появлялся в её жизни.
Автор монографии показала, что художницы никогда не были в тени своих мужей и коллег-мужчин, но история преподносит нам как раз только их искусство. Конечно, в книге большой упор ставится на столбов абстрактного экспрессионизма, заслуги которых нельзя оспаривать, но без женщин, которые творили и писали в то время, и, безусловно, поддерживали их, мы могли бы не увидеть такой революции, произошедшей буквально в середине прошлого века.