Больше рецензий

4 сентября 2023 г. 09:55

84

0 Гранд-девы

Эта замечательная трёхтомная монография посвящена пяти удивительным художницам, творившим с середины ХХ века в Штатах.


Мир искусства всегда был мужчиноцентричен, поэтому творчество многих выдающихся художниц и их работы недоступны для массового зрителя, поскольку они находятся в тени своих отцов/мужей/братьев и т. д.


Вот что приходит на ум при упоминании абстрактного экспрессионизма?


Для меня это Джексон Поллок, Билл де Кунинг, и Ли Краснер (поскольку я как будто бы немного шарю), а Франц Кляйн и Марк Ротко стоят рядышком, но не вместе, про остальных я не знал ничего. Но после прочтения ‘Женщин Девятой улицы’ для меня открылось множество имён.


Сама монография посвящена пяти художницам.


Ли Краснер. Художница, жена Джексона Поллока, которая открыла и продвигала творчество мужа. Удивительно сильная женщина, которая оставила безусловный след в мировом искусстве и сделала арт-рынок таким, каким мы знаем его сейчас.


Элен де Кунинг. Художница, искусствовед, преподаватель, арт-критик, жена Билла де Кунинга. Для меня она является безусловным лидером этой пятёрки. Великолепно щедрая и понимающая женщина, без которой жители Штатов второй половины прошлого столетия не оценили творчество современных художников.


Грейс Хартиган. Самая успешная художница из пятёрки, которая первая удостоилась персональной выставки в МоМА. Грейс также единственная из них, кто была матерью. Ближайшая подруга Фрэнка О’Хары и просто чертовски крутая девчуля.


Хелен Франкенталлер. Самая нежная и милая из всех художниц. Хелен была супругой Клема Гринберга («Авангард и Китч») и Боба Мазервелла (важный для Америки художник), а впоследствии вышла замуж за американского магната и учредила важнейший фонд поддержки современных художников, названный в её честь.


Джоан Митчелл. Самая буйная и своенравная художница из всех, при жизни покорившая не только Штаты, но и Европу (в частности, Францию). Уникальная особа, которая меняла жизнь каждого, кто появлялся в её жизни.


Автор монографии показала, что художницы никогда не были в тени своих мужей и коллег-мужчин, но история преподносит нам как раз только их искусство. Конечно, в книге большой упор ставится на столбов абстрактного экспрессионизма, заслуги которых нельзя оспаривать, но без женщин, которые творили и писали в то время, и, безусловно, поддерживали их, мы могли бы не увидеть такой революции, произошедшей буквально в середине прошлого века.