Больше рецензий

1 сентября 2023 г. 13:53

827

4

Начали за здравие, закончили за упокой... Долго сомневалась между семеркой и восьмеркой. Эта книга для меня была сначала прекрасным сюрпризом, потом - мучительным разочарованием. Но в целом она скорее хороша, чем плоха. Итак, по порядку.

Для начала хочется сказать, что название и обложка проложили между мной и этим произведением долгие годы. Дело в том, что от них веет чем-то античным. А сорок три часа античного произведение - испытание, к которому нужно готовиться. И я не бралась за книгу долго-долго, откладывала её в последний десяток даже во флэшмобе (большое спасибо советчику!). Она не античная, абсолютно. Это был первый плюс.

Второй - начало. Начало это даже не плюс, это фейерверк предвкушения и эмоций восторга. Начало так хорошо, что так прекрасно, что... после него весьма обидно из-за продолжения. Начало обещает идеальный готический роман. Потрясающий стиль автора, шикарная атмосфера, да ещё и юмор, прекрасная ироничность (и куда она девается потом). Я уже возомнила, что столько лет откладывала знакомство с одной из своих любимых книг...

Третье - тема. Сделки с дьяволом! Ммммм!

Однако, всё не так хорошо, к сожалению.

Недоумение пришло примерно в районе блужданий Монсады по подземельям церкви. Дело в том, что автор сложил сюжет эдакой матрешкой. Совершенно разные истории, масштабные, достойные отдельной книги, нанизаны одна на другую. И матрёшка эта какая-то неоднородная.

Можно было бы предположить, что эта книга - об уродстве религий. После того, как очарование начала ушло, она и была о нём. Со скрупулёзной дотошностью, к счастью, своим приятным стилем, но очень уж подробно и однообразно, автор доносил то, с чем я согласна на все двести процентов. Религии - зло, венец человеческой жестокости и коварства, чума, поразившая мир. Увы, целый талмуд о том, с чем согласен полностью, становится утомительным. Рассказ испанца можно было бы сократить в половину. К тому же, Монсада у автора какой-то... неоднородный. Сначала он показан сильным духом, борцом, который дойдет до своей цели.
...дальше спойлерно...
Но впоследствии... Теряется соль того, чтобы не быть монахом. Становится понятно, что герой - нюня. Глупец. Он всего боится, его голова набита доброчестием (вроде как и понятно - он же рос в монастыре, но почему он тогда так из него рвался?), он молится постоянно, взывает к Всевышнему, всего боится и отказывается думать своей башкой. Казалось бы - в монастыре у монаха весьма много времени на обдумывания плана, если можно выкинуть дурацкие молитвы из своего расписания. Стой себе и думай. Например, о том, что для побега стоит припасти еды и воды, что стоит наесться накануне, а не голодать день. Что застрявший замок можно смазать маслом, кое в церкви явно есть)) Но нет. Голодный он устремляется в пещеры. И... дрожит. Казалось бы, кто, как не монах, привык к пребыванию в темноте, всяким готическим залам, долгому голоду и воздержанию от пищи... Но нет. Сутки в склепе кажутся кошмарным испытанием. Спать он не согласен. Вымокает до нитки под дождем из люка прежде, чем отойти в сторону - потому что ТАМ ТЕМНО. И всего, всего боится. Так а для чего ему свобода?..

Ладно, все же воспитывали его, бедолагу, так. Это модно было бы простить.

Итак, и затянутая сверх меры история испанца, и перенасыщенная наивностью и также затянутая история Иммали - гимны против церкви.

А потом начинается совершенно другая книга. Спасибо, лаконичная история голодающего семейства - только относительно поносит церковь. Да, священники утаили правильное завещание, да, народ жесток к иноверцам... но это все. Это выбивалось из стройного ряда историй, к которым мы уже привыкли. А история возвышенной любви двух сестер и их двоюродного брата - вообще вставной зуб, абсолютно не ложащийся в эту книгу.

За ним в произведение возвращается динамика, но динамичная концовка - уже от какого-то другого произведения. Право, после начала сюда просился эдакий Воланд. А не страдающий мученик, тяготившийся своим проклятием. Опять же, очень не хватало истории сделки самого Мельмота. Она сюда просилась. Но нет.
И вышло, что тонны страниц поносят церковь и религии, бредни про спасение души страданиями - а потом ГГ в страданиях и ужасе теряет душу. И никого ему не удалось соблазнить, что тоже не особо о человеческой природе. Как-то оборвана история дядюшки, и его сделки. Вообще все как-то скомкано и не логично. Не плавно. Начали за здравие, закончили за упокой.

С портретом тоже непонятки. Откуда портрет, где связь? Конечно, автор вдохновил этим портретом своего родственника и почитателя творчества Оскара Уайльда на прекрасное произволение, но, похоже, что у зловещего портрета была в произведение только эта функция.

Это всё равно неплохо, даже хорошо. Но винегрет. Эта вещь обещалась быть в разы и разы лучше.

Флэшмоб 2023: 43/50.
1001 books you must read before you die: 394/1001.

Комментарии


С половиной согласна, но у меня вопрос - вот как так вышло, что Мельмот, якобы, никого не соблазнил, но у всех исполнились желания: Стейтон вырвался из дурки, монах сбежал от Инквизиции, голодное семейство вернуло завещание? У меня сложилось впечатление, что все они соврали в итоге, и каждый-таки продал душу.