Больше рецензий

31 августа 2023 г. 21:41

585

3.5 Бразильский темперамент.

Ох, уж, этот бразильский темперамент! Карнавалы, жизненность, страсть и любовь – все, как в их сериалах, с экспрессией, самоотдачей. Хотя «но» все же имеется: местами несколько затянуто и из-за этого начинает подбираться скука.

Казалось бы, роман имеет четко развлекательную направленность, ведь здесь повествуется о несколько пикантных отношениях доны Флор и ее двух мужьях. Через историю жизни Флорипедес с Валдомиро, имеющим красноречивое прозвище Гуляка, автор рассказывает, как девушка, находящаяся под гнетом матери, выбирает себе неподходящую партию. Муж, который любит играть, изменяет, может даже ударить – явно не блестящий выбор. Его жизнь заканчивается соответствующе – останавливается сердце, когда он в костюме баиянки веселится на карнавале. Так дона Флор становится молодой вдовой, томящейся между благопристойностью и мучающей ее чувственностью, ведь она в самом соку и кровь играет. Не без помощи своих подружек, по совместительству соседок, она находит себе нового мужа, который уж точно является более подходящей партией: любит жену, заботлив, внимателен, доктор, имеет свое дело, играет в любительском оркестре, уважаем в обществе.

Но все ли так однозначно, как кажется на первый взгляд? Ведь Гуляка, несмотря на все, показан автором как пройдоха, но добрый и любящий. Все его измены не выглядят пошло, автору удалось показать, что он обладает горячим темпераментом, наполнен страстью и отдается жизни на все сто. В то же время Теодоро, респектабельный и уважаемый, любит раскладывать все по полочкам и подписывать каждый предмет, дотошный, педантичный и даже секс с женой у него по расписанию. Его тяга к тотальной упорядоченности смахивает на нездоровый перфекционизм. Все это выливается в то, что дона Флор кажется женщиной, которая сама не знает чего хочет: ей не хватает страсти и чувственности, которую дарил Гуляка, но при этом размеренная и благоустроенная жизнь с Теодоро ее тоже устраивает. Именно тут появляется доля магического реализма в виде духа покойного первого мужа, с помощью которой Жоржи Амаду решает проблему выбора доны Флор.

Все же, на мой взгляд, роман немного глубже, чем просто история о любовном треугольнике. В нем показана борьба женщины с мещанскими взглядами на ее образ жизни, которому она должна соответствовать, за свое место, за право выбирать то, что ей хочется, вопреки тому, что ее пытаются связать узами благопристойности, принятых в обществе, подавить и подчинить воле стоящих над ней. Еще мы видим, как бедные люди преодолевают свои невзгоды с искрящимся оптимизмом, похожим на лучи света бразильского солнца. Мы видим быт, нравы, образ жизни, смешение культов населения Баии. И все это, несмотря ни на что показано так ярко, красочно, заразительно празднично, как бразильский карнавал. И, да, измены – это плохо, и обычно все это в книгах показано так, что без негатива к тому, кто изменяет, отнестись невозможно или показано с долей пошлости и плоскости, которая отдает похабщиной, но здесь Жоржи Амаду рассказал все так, что не возникает негатива к героям. Воспринимаешь их страсть, как часть темперамента, характера, который ярко горит и обуздать невозможно.