Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 августа 2023 г. 16:06

209

3.5

Автор определяет свою книгу как «что-то вроде практического справочника для людей, ведущих бизнес с китайцами». Действительно книга сугубо прикладная, хотя местами есть неизбежные откаты к теории, потому что невозможно говорить о каких-то конкретных элементах делового общения, не зная общего контекста китайской культуры и, как минимум, основ конфуцианства. Прикладной характер я бы отнесла к сильным сторонам. Владимир Марченко сразу оговаривается, что он не претендует на полное понимание китайского менталитета и, тем более, не замахивается на серьёзное исследование, он просто аккумулирует свой личный опыт работы в Поднебесной. В книге много примеров и живых зарисовок реальных диалогов и ситуаций, в которые попадал автор. Они легко и наглядно иллюстрируют те или иные тезисы и помогают проникнуться. Построение материала тоже прикладное. Что может понадобиться деловому человеку в Китае? Понимать азы бизнес-поведения китайца (понятие «лица», специфика ведения переговоров, вездесущие хитрости), уметь выбирать удачные подарки для партнёров, не упасть в грязь лицом во время застолья (а китайцы обожают банкеты). Откровенных косяков не заметила, хотя некоторые вещи у меня вызывают вопросы. К примеру, автор говорит о том, что визитные карточки не являются обязательным бизнес-атрибутом в Китае. Не исключаю, что это может зависеть от сферы, специфики и масштаба бизнеса, но моя информация обратная - без грамотной визитной карточки я бы в страну не совалась. Но в целом степень доверия к книге у меня достаточно высока. Многое видела в других источниках, с чем-то сталкивалась лично в общении с китайцами, а одну из историй автора практически один-в-один на днях пересказал слушатель.

Из относительных минусов - достаточно куцее содержание, за кадром остаётся множество вещей. Но действительно хорошее руководство по ведению бизнеса в Китае по размеру, вероятно, будет приближаться к классическим китайским романам. Явный минус для меня - это стилистика: «обозначу, извините за выражение, целевую аудиторию этой книги», «пальцы устают по клавиатуре барабанить»... Я не жду от подобных книг изысков стиля, но мне не слишком нравится тренд на излишнюю разговорность. То, что уместно в устной речи или в посте на каком-нибудь форуме, режет глаз и чувство прекрасного на страницах. Особенно, когда автор пытается хохмить: «а мы что же, «Шиком» бриты? В смысле лыком шиты?». Это вообще нечто в уличном стиле 1990-х. Не то что бы подобных примеров в книге было много, но каждый раз вздрагиваешь.

В общем, это вполне неплохая и достаточно достоверная книга про сложности установления и поддержания деловых контактов с китайцами. Хотя по этой теме мне больше понравилась «Ни хао! Как вести дела с китайскими партнерами» Константина Батанова.