Больше рецензий

23 августа 2023 г. 13:54

326

1.5 Что для черта Лигуэт?

пьесы оказались на разных языках, и актёры в них играли не те, и драматурги не ведали друг о друге, но символ, порождающий действие, всегда выстраивал свой неизменный родовой сюжет: если роза – то любовь, если крест – то распятие, если меч – то война

.
картинка InniS
Махровая попса, развесистая клюква, а черту и свечка , и кочерга, и Лигуэт. Автор для меня незнакомый, прошли мимо меня и страшилки "Пищеблока" и "географа" видела только в киношном варианте.
Особых открытий не ожидала, надеялась хотя бы на крепкую псевдоисторическую и мистическую прозу. А зря… Сюжет – избитый, попсовенький : пересечение истории с современностью в очень напряженные моменты. Тевтонский орден и гитлеровская Германия, оккупация Прибалтики и старинные замки, историки, обиженные советской властью и красотка в форме советской СМЕРШницы.

Напрягает обилие имен и топонимов, еще и очень слабо связанных с сюжетом. Читала про такую беду у начинающих авторов : стремление вывалить на читателя всю информацию и побыстрее, не считаясь с логикой. Этим , якобы , можно убить двух зайцев- заинтриговать читателя и блеснуть своей эрудированностью. Но Иванов вроде бы, автор маститый. К чему ему эти мегатонны воды, выливаемые на обескураженного читателя, пытающегося в них не захлебнуться и как-нибудь догрести до сюжета?

Этнографические изыскания автора еще и заслоняют героев с их метаниями, поисками, чувствами. Даже если персонаж выходит на передний план, то только для того, чтобы анонсировать очередной замок (мост, историческую династию), и заставив читателя зевать, снова облить его водичкой исторических терминов.
Невероятная нелогичность - как в перескоках временных, так и в характерах персонажей.

Средневековая ветка сюжета - вроде бы, появляется мистика, но, бац, про нее забыли и уже рассказываем хронологию (именно хронологию, а не историю) Тевтонского ордена на прибалтийских землях. Протагонист словно сошел с картинок в дешевеньких комиксах, ну что с него (нее) взять? Это же не поиски святого грааля, в конце концов. Последний бой Тевтонского ордена с посланцами дьявола - слабенькая калька с голливудских фэнтези, но ей за счет этого удается удержать внимание читателя, и кому-нибудь из героев посочувствовать. Самое главное не думать про логику, не думать про логику, не думать…

В современной ветке дела обстоят еще хуже - героев много, включая реального исторического персонажа - и все - сумбурные, невнятно мыслящие и странно действующие. Каждая страница - как пытка. Клише, сексуализация, в такой примитивной форме, что хочется вспомнить подростков с их влажными мечтами. Описания боев судить не берусь, не специалист, но что-то подсказывает, что закатить танк в катакомбы, да еще и заставить его там стрелять - так себе идея с военной точки зрения. Противостояние солдат-освободителей и фашистов , никак не желающих капитулировать - простенькое, без психологии. На чью сторону встать думает только старый солдат, не знающий слов любви.

Кстати о любви, автор заставляет страдать героев настолько схематично и практично, что даже не верится. Впрочем, "не верю" - основная мысль при чтении, так что уже не удивляюсь.
Концовка предсказуемо скомканная, суматошная. То, что смело можно было разворачивать с первых страниц, скромненько ютится на последних. И аналогии средневековых героев с современными, и динамичные события с непредсказуемыми смертями, и, внезапно вернувшаяся в сюжет мистика. Вот только те самые аналогии зачем так выписывать? Читатель сам не поймет? А поинтриговать, а натолкнуть на догадки, а позволить построить теории? Нет, надо в лоб, аж на целый абзац.

Такое впечатление , что текст собирался как конструктор, из блоков, набросков, которые потом автор, кое-как, на скорую руку , составил в какое-то подобие единого сюжета. И читателя своего автор не любит, и не уважает. Похоже, у меня с ним это взаимно.