Больше рецензий
12 августа 2023 г. 19:18
391
5 С любовью и уважением к культуре Китая.
РецензияВот и подошло к концу мое путешествие по удивительному миру Жэньго, где водится нежить, где заклинатели парят на мечах и где люди надеются однажды вновь услышать голоса своих богов.
"Меч в ножнах из дикой сливы" Зои Ласкиной и Лады Змеевой — атмосферное произведение, где каждая деталь выписана с любовью и уважением к культуре Китая.
Мир в этом произведении оказался для меня уютным. Несмотря на то, что он довольно жесток (ну а когда в китайских новеллах бывало иначе?), он в то же время камерный и понятный. С самого начала расстановка сил ясна, словно фигуры расставлены на шахматной доске: понятно, какое место занимают кланы, как взаимодействуют с императорским домом, почему сложились именно такие взаимоотношения. Правила и законы мира считываются интуитивно; кроме того, он полон легенд и преданий, пропитан звуками и запахами — а потому кажется осязаемым и гармоничным.
К слову, любопытным показалось, что императорский двор переезжает раз в десять лет. Я долго размышляла о таком подходе, о его плюсах и недостатках.
Героев много, и каждый проходит собственный путь, меняется. Следить интересно за всеми, но моими любимцами все же с начала и до конца оставались братья Си — люди, переживающие личную утрату, пытающиеся по черепку собрать воедино то, что осталось от их семьи. Каждый из братьев показался мне трогательным и близким: Сяньцзань, привыкший отмахиваться от собственных желаний. Ючжэнь, чье сердце, кажется, распахнуто для всего, что есть в мире, и для всех, кто в нем живет. Особенно горько мне было за Иши, которому пришлось расследовать гибель брата, скрывая родство, делая вид, словно не знает, на чье тело смотрит. От этого меня морально разрывало — в то же время, я не могла не восхищаться стойкостью Иши. А в последней интерлюдии авторы дали слово старшему брату, таким образом закольцевав сюжет... И это знакомство под самый конец просто размазывает, заставляет исходить слезами: ведь мы уже знаем, какую жизнь прожил этот человек, каковы были ее итоги.
Да, стекла в "Мече" много, но есть и милые моменты. Для меня они были связаны с женскими персонажами, которые чудо, как хороши! Яркие, готовые до конца бороться за дорогих людей и стремящиеся открыть правду, даже если она им не просто не выгодна, но и может сделать объектом общественного презрения — о, я уважаю и обожаю таких людей (как в книгах, так и в реальности).
А теперь, пожалуй, расскажу о том, над чем много думала и продолжаю думать после прочтения.
Дело в том, что одна из главных болей героев этого мира — невозможность услышать своих богов-покровителей, получить ответы и помощь. Это не зарастающая рана: ведь относительно недавно этот контакт был, но затем прекратился из-за чудовищной человеческой ошибки.
С одной стороны, я могу понять эту боль, но вот полностью прочувствовать и разделить — нет. Ничего плохого нет в том, чтобы обращаться к богам / богу — но так ли на самом деле нужны нам прямые ответы?.. Нужно ли, чтобы кто-то свыше объяснил, почему в мире так все устроено, и какой смысл в бедах, обрушивающихся на наши головы?.. Я, честно, не знаю. Но в рамках мира Жэньго мне показалось, что случившаяся катастрофа, которая через много лет аукнулась героям, послужила сепарацией.
А сепарация рано или поздно должна была произойти — необязательно жестокая до бессмысленности, но какая-нибудь. Граница между все равно была бы проведена; и это хорошо: ведь поколение, действующее в "Мече" — уже абсолютно взрослое, оно берет ответственность не только за свои жизни, но и распутывает клубок ошибок прошлого, сцеживает накопившийся яд. Поэтому возвращение к богам в финале — это именно выбор, а не желание снова вверить себя в руки всезнающей родительской фигуры.
Пока я еще совсем не улетела на воображаемом мече в далекие дали и не написала трактат по поводу случившегося с Ючжэнем в финале, отмечу отдельно образ, который особенно глубоко запал мне в душу, и оформление.
Сад матери братьев Си — для меня он был словно отдельным героем. Переживший упадок и расцвет, с плескающимися в пруду карпами и поэтическими строчками, вырезанными на камнях — сад заворожил меня.
Про шикарную обложку и иллюстрации многие уже сказали, а я хочу особенно выделить рисунки тушью к каждой главе и птичку, летящую по страницам. Эти маленькие, казалось бы, детали очень погружают в атмосферу.