Больше рецензий

Rossweisse

Эксперт

по шоколадоедению

12 августа 2023 г. 13:35

69

0 Бессмысленно и беспощадно

"Голоса чертовски тонки" — антология фанфиков фэнтезийных рассказов по мотивам шекспировских пьес, я от одного только анонса загорелась и, ожидая книгу, так ёрзала от нетерпения, что могла бы не только штаны — ткань мироздания протереть. Ещё бы, такая идея!

И такое сокрушительное разочарование от первого же рассказа.

То есть, технически это второй рассказ в сборнике, но первый — вовсе недоразумение, вон, его даже в предисловии тизером назвали.

Первый-второй написан по "Буре", а "Буря" ещё свежа в моей памяти, и я прям предвкушала. Ну, выкусила.

В моём понимании, смысл подобного проекта — взять перспективную идею, или сюжетный ход, или персонажа и развить до самостоятельного произведения в шекспировском, однако, духе.

Автор "Коралловых костей" из всего богатства, предлагаемого "Бурей", зацепилась за один эпизод — тот, в котором Просперо погружает Миранду в волшебный сон, и воссоздала на этой основе образ Просперо как жестокого авторитарного отца, что, в принципе, не противоречит оригинальной пьесе; но этим автор не ограничилась, и Просперо у нас теперь также отец, вожделевший свою дочь (откуда? зачем?), что уже как-то э-э, тем более что для повествования эта деталь важного значения не имеет.

А, нет, имеет - если только представить над повествованием растяжку с начертанным большими буквами слоганом "ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ПЛОХО МИРАНДЕ"; а то как же, ведь всем известно, что если персонажу не сделать плохо, хорошей истории не получится.

Шекспир, конечно, сам был великим мастером терзать своих персонажей, но в их трагедиях помимо собственно трагедий было кое-что ещё — кажется, это называется смыслом.

А так — да, давайте сделаем плохо Миранде, сделаем её узницей полного чудес острова, живущей в страхе перед собственным отцом и единственную отдушину находящей в общении с Ариэлем (с которым в пьесе они даже словом не перемолвились и вообще непохоже, чтобы Миранда хоть как-то его выделяла из сонма духов, служащих Просперо).

Давайте превратим Миранду и Фердинанда из счастливых влюблённых идиотов в охладевших друг к другу супругов и добавим завершившуюся выкидышем беременность. Не то чтобы это совсем невероятный вариант развития событий — напротив, вполне жизненный, но если бы главным достоинством художественной литературы было максимально верное отображение худших сторон действительности, литература была бы не нужна.

И для полноты картины давайте приправим получившееся рассуждениями о роли женщины в обществе, равенстве полов, гомосексуальной ориентации и гендерной самоидентификации, будто специально надёрганными из социального манифеста, чтобы залатать прорехи в сюжете и предоставить персонажам хоть какие-то темы для разговора — потому что, конечно, принцессе Неаполитанской и Паку, придворному Оберона, больше не о чем поговорить на дорогах их полусказочного мира.

Я не имею ничего против социальных манифестов — они бывают весьма зажигательны, и, в общем, разделяю взгляды Фоз Медоуз, но всё вот это вот вышеперечисленное высказано так грубо и в лоб и выглядит настолько нарочитым, неуместным и выспренним, что просто убивает и без того не самое живое повествование, впридачу обесценивая немногочисленные удачные находки.

И несмотря на то, что в итоге Миранда получила то, чего желала, вся эта история вышла безрадостна настолько же, насколько бессмысленна - полная противоположность "Буре".