Больше рецензий

quarantine_girl

Эксперт

без особой фантазии

10 августа 2023 г. 22:05

279

2.5 Имя, ты и я

Как бы я описала, про что эта книга?

В родной деревне Марго не особо любят, многие считают её ведьмой и дочкой ведьмы, и на самом деле она ведьма. А еще когда-то она спасла волчонка, с которым она разделила жизнь и душу.

Любимая цитата:

Имя должно меняться — вместе с тем, кто его носит; вместе с ним взрослеть, умнеть – или глупеть, становиться более жестоким и опасным – или слабым. Так и должно быть. Только так. Иначе теряется связь. И смысл. Остается мертвая бесформенная шкурка — шелуха, ореховая скорлупка, внутри которой вместо ядрышка — пустота. Остаются ритуалы — без веры. Украшения — на трухлявом пне. Имя, на которое некому будет отзываться...

Что понравилось больше всего?

Наверное, язык повествования. Здесь очень много сравнений, которое одновременно и красивы, и точны. Много прелестных описаний. Это приятно читать именно из-за слов, которые использованы, но часто не из-за самого смысла этих слов.

Что больше всего не понравилось в этой книге?

Не понравилась и сама история (слишком ванильно, слишком моралфажно, слишком растянуто, об этом подробнее в следующих пунктах), и история, связанная с этой книгой.

В принципе, задуматься нужно было ещё тогда, когда увидела то, насколько разная оценка на литресе и лайвлибе — соответственно 4,2 (до моей оценки вообще было 4,5) и 3,3. Когда на книгу с такой маленькой аудиторией настолько разные оценки на "соседних" ресурсах, это уже выглядит странно. Но стало интереснее потом, когда я заметила, что у эта книга уже издавалась в 2009 году, что подтверждает и Лайвлиб, и Фантлаб. Там, кстати, есть очень точный отзыв на эту книгу из далёкого 2014 года, привожу его не целиком:

Татьяна Томах прекрасно умеет сплетать слова в поэтичные фразы. Владеет ритмическими приемами вроде рефрена, и в целом чувствует звучание письменной речи. Она умеет строить замысловатые сюжетные конструкции. Она — очень сильный, умный и умелый писатель! Но самая красивая мелодия, повторенная двести раз подряд — задолбает вусмерть. Самые правильные и мудрые слова, произнесенные десятикратно, будут выглядеть занудным чтением нотаций. Рефрены бьют по ушам, а мозаичный сюжет с прыжками по времени туда-сюда на каждой дюжине страниц при отсутствии понятной динамики хотя бы в одной его линии быстро утомляет. Изысканность становится вычурностью, умудренность превращается в напыщенность, искренность становится выспренней.

Из поста авторки тоже становится понятно, что в конкурсе участвует та же самая версия книги:
Так хорошо, если у этой старой, но любимой истории будет вторая жизнь...
Из этого поста

Но мне не понравилось не то, что в конкурсе 2023 года участвует книга, которая в этом году получила бы паспорт, если б была человеком, а то, что судя по всему её даже не обновили. За четырнадцать лет в любом случае меняется стиль повествования и качество подачи текста, а у пишущего автора это изменение наверняка будет в положительную сторону. Так что обновлённая версия этой книги наверняка была бы качественнее и интереснее, но выходит, что в новую жизнь идут со старыми проблемами. И не вижу причин радоваться настолько недальновидному использованию такого шанса.

Что насчет возрастного ограничения?

Наверное, это считается 16+, хотя здесь есть и сцены с жестоким обращениям к животным, избиения, изображения смертей (и насильственных, и естественных), так что это все же ближе к общепринятым 18+.

Что насчет раскрытия героев?

Герои раскрыты довольно-таки полно, но я не смогла проникнуться их историями, для меня они остались инфантильными картонками.

Что насчет сюжета?

Формат повествования — рассказы от третьего лица от разных персонажей в разное время. Мы видим события многих лет, более двух десятилетий. Но есть большой недостаток: скачкообразное раскрытие сюжета и постоянные перебежки от одного героя к другому, от одного времени к другому.

Например, на 19 странице есть такой момент:

Так, как прошлой ночью он убил человека, для которого она надевала это платье.

Прикольно, да? Интригующе, неожиданно. Но вот только, кто умер, как и почему, мы узнаем только на 159 странице (из 169 в моём издании, которая была еще и в странной вёрстке, на литресе, кстати, всё выглядело лучше и количество страниц другое). Зачем было так делать, я не понимаю. Причём, там, на 19 странице, нет даже какого-то минимума информации ни о нем, ни о том, как он умер (мы знаем, кто это сделал, но это говорит очень мало).

И таких ситуаций много, а способ повествования всё только усугубляет. Но если б эта же история была рассказана линейно или с меньшим количеством эксурсов в прошлое (ну или будущее, смотря что было бы выбрано за основу), то мне кажется эта история была бы и логичнее, и интереснее, и не такой нудной.

Что насчет финала?

Не могу сказать, что финал был скомканным, но назвать его оборванным и неполным могу без проблем. Нет, на какие-то вопросы он отвечает, но многое скидывается на
✨прелестный✨ открытый финал.

Посоветую ли я эту книгу другу?

Очень маловероятно, только в том случае, если б пожелания друга были бы точно исполнены в этой книге.

Книга прочитана в рамках конкурса "Кислород"-2023 и игры "Сонное царство" в 《Уютной кофейне》

Комментарии


а имя волка сложили?))


Не-а, даже подозрений не имею на этот счёт (ну, огонь, уголь и дым вообще ничего путного не делают, так что их не подозреваю в этом деле). Больше скажу, я даже не уверена, кого там в самом конце видит Ритка, у меня разом три предположения, а читать мысли я не умею _°°_/


Вот и я также - не получилось. Хоть бы под конец автор сама написала((