Больше рецензий

GipsyBatsyGeek

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 августа 2023 г. 22:19

224

3 Спойлер Сатана, уходи, мне и так плохо

Дисклеймер: настоятельно НЕ рекомендую читать рецензию тем, кто не читал книгу. Я раскрываю важный сюжетный твист с первых строк.

Думаю, ни для кого не секрет, что сколько бы люди не отрицали, две самые любимые темы народа для бесконечных лавочных разговоров - это криминал и чертовщина.

Люди толпами бегут смотреть тру-крайм контент днём потому, что нас как мотыльков тянет на эту энергетику крови и осязаемой смертности человеческого тела, а ночью с такой же болезненной манией изучают страшные и малопонятные истории, снова и снова напоминающие об уязвимости нашего привычного мира.

И тру-крайм, и "крипипасты" демонстрируют нам, что вся слаженная картина нашего быта может рухнуть в одночасье по воле неизвестной силы или кого-то, посчитавшего себя право имеющим.

Так вот, потрогав и общупав роман Дэна Уэллса, я могу сказать вам одно: если у тебя классно получается лазанья с песто, ну не клади ты в нее специи, в которых не шаришь.

Честно, я ничего не ждала от этой книги. Это был случайный выбор для пары вечеров, третьесортный янг-адалт детектив с линейным повествованием, чтобы посидеть на кресле со словами "фу, ну и мерзость" и читать дальше. Но Уэллс сделал то, чего от него никто не ждал.

Он дал нам Главного Героя.

Никаких шуток, никаких ироний. Джон Кливер - восхитительный пример персонажа, над которым автор сел по-настоящему поработать. Раскрытие его психологии и внутреннего душевного состояния пусть и носит флер клишированной "медийности" облика психопата, но местами написано такими оборотами и фразами, что вызывает определенный отклик или смущение (в зависимости от вашего личного психологического фона). Джон очаровательный персонаж, в книге наберется множество моментов, которые я считаю весьма ценным вкладом в развитие психопатичных героев в литературе. Автор поработал со своим мальчиком и внутренне, и через окружение, и через ситуативные моменты, очень и очень хорошо, хочу сказать. В паре мест даже вывел на рефлексию.

Честно, я действительно заинтересовалась сюжетом, который показался мне весьма свежим (?) (да и, может у меня и нет вкуса, но завязка прикольная). Но ровно на середине книги Уэллс сделал тот самый твист.

Закрывая книгу после прочтения, я поднялась с кресла и вышла на балкон, мучаясь вопросом: "Какая же совокупность факторов привела писателя к тому, чтобы представить миру один из самых зубодробительных сломов работающей схемы сюжета в истории"? Ответа я не нашла.

У нас мог бы быть восхитительный пример битвы двух атлантов: Зла Большего, на чей стороне опыт, и Зла Меньшего, на чьей стороне природная предрасположенность. Это был бы превосходный эксперимент в сфере литературы, тонкая игра в психологию и новый образчик жанра.

Но Дэн Уэллс собственными руками скомкал свою еще нерожденную литературную премию и швырнул ее в урну.

Ты зачем сюда упыря вонючего пихнул, а, дядя?

Прошли месяцы с момента моего чтения, полгода, наверно, но видят все незримые Боги, я до сих пор понятия не имею, зачем, надо было уводить все в кринжовый сон братьев Винчестеров. Нет ни малейшего объяснения этому решению, вся выстроенная автором интрига моментально рухнула, как карточный дом, ровно так же, как рухнули и шансы Джона Кливера войти в сонм мощно проработанных маньяков психопатов литературы потому, что с моментом обнаружения мистического рояля в кустах личная трагедия Джона отодвигается на второй план, и мы вынуждены смотреть на абсолютно блеклую историю охоты на демонов.

В плане языка роман не может предложить ничего выдающегося кроме пары оборотов, которые автор выдает в моментах размышлений Джона о своей природе и остальных моментах, где идет раскрытие психо-составляющей книги, что ещё раз как бы намекает, какой частью произведения Уэллсу больше нравилось заниматься.

Унылый финал унылой охоты уныло завершает заживо похороненный роман о маленьком Декстере и погружает читателей, нежно любящих истории про психопатов, и читателей-психопатов в уныние, возведенное в квадрат.

Книге шесть из десяти, четыре балла из которых накинуты исключительно за то, что автор может сделать могущественную репрезентацию психопатического типа личности, но по какой-то личной причине предпочел свести все это в дешевый фарс последних сезонов сериала "Сверхъестественное".