Больше рецензий

7 августа 2023 г. 08:50

273

4

Книга об эволюции культа женских божеств за авторством мужчины, да еще и маститого исследователя мифологии и универсальных архетипов, а не радикальной феминистки - дайте две! =)

Так красиво Джозеф Кэмпбелл увязывает, переплетает мифы разных народов, превращая их в разные интерпретации одной и той же универсальной истории. Плюс неизвестные ранее истоки привычных мифологических сюжетов и образов я здесь для себя открыла, что в некоторых случаях может перевернуть с ног на голову всю картину мира. Например, богиня со змеем, угощающая бога плодом с древа жизни - вполне естественный сюжет из шумерской мифологии, ничего, однако, греховного не символизирующий, да и древнее библейского на хорошую тысячу лет.

И снова мы здесь имеем дело с базовым культурным разделением человечества на людей леса и людей пустыни: лес - пустыня, собирательство - охота, земледелие - скотоводство, женщина - мужчина, матриархат/гендерное равенство - патриархат, растения - животные, вода - огонь, внутри - снаружи, объединение - разделение, мир - война, инь - ян. Весь наш мир - в балансе этих противоположностей, хотя и с явным и очевидным перекосом в сторону воинственных людей пустыни. А может, в этом перекосе и есть корень всего мирового зла?

В первобытной мифологии бытовало два основных уклада. Один связан с жизнью земледельцев и культом Богини, а второй - с мужскими богами, которым обычно поклонялись кочевники-скотоводы. В древних обществах женщины обычно ассоциировались с миром растений. В древнейших традициях охотников и собирателей именно женщины обычно собирали растения для еды и ловили мелкую дичь, а мужчины занимались охотой на крупную добычу. Поэтому мужчины ассоциировались с убийством, а женщины - с сохранением и поддержанием жизни. Это базовая ассоциация в первобытных мифологиях.
В мужественных семитских мифологиях мы впервые сталкиваемся с разделением человека и божественности. Таков один из самых важных и принципиальных мотивов в истории мифологии: вечная жизнь и единство со Вселенной теперь нами утрачены. Мы отрезаны от Бога, Бог отрезан от созданного им мира, человека настроили против природы, а природа ополчилась на человека. В мифологиях Великой Матери ничего подобного нет.