Больше рецензий

2 августа 2023 г. 07:19

63

3.5 Древнейшие религии


Андрей Борисович Зубов
"Доисторические и внеисторические религии. История религий"

"Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес" (Иер. 10:11).

В рамках моего блога все еще проходит тур по литературе о религии и магии, который пока что далек от завершения. На протяжении около трех месяцев я осваиваю накопившиеся запасы интересной литературы по данной тематике. И этой тематики мне еще на август хватит.

А что может быть логичнее чем обратиться к истокам изучаемой темы? Поэтому я и выбрал эту весьма занимательную книгу.

Данная книга - это цикл лекций о развитии древнейших религиозных традиций. Выносятся за скобки развитые организованные религии, и в рамках этой книги рассматриваются либо древнейшие доисторические религиозные представления (постольку, поскольку о таковых можно судить на основании данных археологии), либо религиозные представления современных примитивных (без уничижительной окраски!) народов, то есть тех народов, которые до сих пор находятся на уровне развития, сравнимом с древнейшим первобытным строем. Первую группу религиозных представлений автор условно обозначает как доисторические, вторую - как внеисторические. Как доисторические, так и внеисторические народы и религии роднит то, что они не создавали основанную на письменности цивилизацию, поэтому судить о их религиозных представлениях можно лишь на основе косвенных данных (археологических, антропологических, лингвистических, этнографических и прочих) в отсутствие возможности просто взять и ознакомиться с неким священным писанием.

Данная книга в очередной раз возвращает к мысли о непостижимой древности человечества (что возвращает к одной из моих любимых идей - о изменении летоисчисления путем прибавления нескольких тысяч лет, чтобы вместить всю историю человеческой цивилизации), а равно и некоторых концепций человеческого сознания вроде религии. Древнейшие признаки религиозных представлений можно уверенно отметить еще у неадертальцев на основании раскопок их погребений. Покойные в них лежат в одной и той же позе, а в самом погребении приложены некоторые из вещей, которыми, видимо, он мог бы воспользоваться в загробном мире. Как для неадертальцев, так и для кроманьонцев фиксируются такие сложные погребения, позднее добавляются наскальная живопись и явно ритуально устроенные помещения в пещерах.

Свое отражение в данной книге нашли такие религиозные явления, как мегалитические культы, анимизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм и другие, причем им придано несколько иное значение, чем было мне знакомо с университетских времен по курсу религиоведения.

Автор отмечает, что вовсе необязательно, что современные примитивные народы до сих пор придерживаются неизменных с незапамятных времен религиозных взглядов и что их взгляды могли за прошедшие тысячелетия существенно исказиться и измениться, многие акценты могли сместиться. Исходя из этого, автор считает древнейшими формами религии поклонение занебесному богу, в ходе которого верующие связываются с божьей волей с целью воссоединиться с ним в посмертии - как дым от огня восходит к небу, так и человеческая душа восходит к небесному богу. Вместе с тем, и в этом древнейшем представлении посюсторонний мир населен сонмом различных духов, с которыми можно связаться и магическим образом на них воздействовать с целью удовлетворения запросов людей или общины.

Таким образом, религии, сохранившие поклонение небесному богу, автор обозначает как теистические, тогда как религии, переориентировавшиеся на магическое воздействие на духов, обозначает как демонистские (от греческого "даймон", то есть "дух"). Первые требовали от верующих добродетели и морального совершенствования, чтобы вознестись к небесному богу в посмертии; вторые предлагали удовлетворение своих потребностей магическим образом в этой жизни, тогда как посмертие в них не означает ничего возвышенного. Именно демонистские культы породили практики жертвоприношений, в том числе человеческих, ритуального членовредительства и убийств.

В целом у меня сложилось впечатление, что автор подводит задним числом воззрения древних людей к неосознанному протохристианству. Якобы древнейшими религиозными представлениями были теистические культы, тогда как демонистские появились в результате их искажения. Теистические культы несли уже в древнейших образцах представления о посмертном вознесении к небесному богу (Отцу Небесному), некую форму воскресения души к новой жизни после сна смерти, а также представления о греховности людей, которую можно искупить добродетелью и моральным совершенствованием. Несмотря на то, что я далеко не эксперт в данной области, лишь активно интересующий любитель, но такое сближение доисторических верований с предчувствием христианства мне представляется, мягко говоря, притянутым за уши. Да и чтобы обосновать такое пришлось бы досконально изучить религиозные представления первых цивилизованных народов и отметить соотношение в них теистического и демонистского, а также генеалогию мысли, приведшей к развитию авраамических религий.

❓Интересуетесь древнейшими религиями? Знаете о явлениях вроде анимизма, тотемизма, шаманизма? Что думаете о происхождении религии?
#прочитано #книжныйпост #книжныйотзыв #религия #андрейзубов #доисторическиеивнеисторическиерелигии #историярелигий #книжныйблог

Облако раздумий