Больше рецензий

1 августа 2023 г. 23:11

217

5 Дружба, которой не было

Иногда реальность бывает намного фантастичнее любой фантазии автора. На 160 печатных страницах разворачивается история обыкновенных мужчин и женщин, которых можно легко представить среди нас. Здесь нет исключительных героев в исключительных обстоятельствах, нет и четкой единой высшей цели. У Макьюэна люди просто живут. Ведут быт, работают, переживают, любят.

Сюжет в «Амстердаме» прет, как локомотив. Событий на квадратный знак текста много. Макьюэн не разменивается на пустые описания, которые не важны для раскрытия персонажей, в фокусе только важные места. Все по заветам теории книжной драматургии. Камнем преткновения становится женщина, объединившая судьбы четырех мужчин: мужа Джорджа, политика Гармони и композитора Клайва и журналиста Вернона. Роковая Молли собрала почитателей вместе на собственных похоронах в самом начале и гуляла дальше по страницам уже призраком.

В книге герои действуют. Они, как обычные люди, ежедневно делают выбор поддаться на искушение или проявить силу духа, характер, мужество.
Но главные действующие лица - Клайв и Вернон - оказываются здесь только движителями сюжета, энергии им придали внешние источники: чета Лейн, политик Гармони с женой Роз. Постепенно образованные, взрослые, состоявшиеся люди сами охотно поддаются на манипуляции, перекладывают ответственность и скатываются в свой закономерный финал.
Клайв и Вернон сталкиваются с кризисом, но не могут найти поддержки друг у друга. Читая про их взаимодействие, задаешься вопросами о природе их дружбы. Что помимо Молли стоит в фундаменте их дружбы? Как вообще такие полярные личности смогли подружиться? А потом со страницами понимаешь, что не такие они и разные. За долгие годы мужчины на самом деле смогли поймать одну волну. Жаль только, что они обесценили это бесполезной погоней за непонятной вершиной.
Воспринимая общество друга как должное, ты перестаешь показывать ему силу своей привязанности. Образ, который сознание строит вместо реального человека, рушится, и начинаются недопонимания, обиды, разочарования. Но даже занятые каждый своей жизнью, в ненависти и злости, Клайв и Вернон все еще ведут мысленные монологи друг с другом. Даже в пике эмоций рассуждают и действуют одинаково.

Стиль Макьюэна мне тоже понравился. Достаточно легкий для описания рутинного быта, с многоуровневой системой смыслов. Переходы времени тоже плавные и логичные. Честно, параллель с Чеховым напрашивается сама собой: лаконичное сжатое изложение с легким черным юмором над ситуацией. У Макьюэна драматизма больше. А финал! Какой же это был финал красивый. Все сюжетные линии закрылись, все повествование перевернулась вверх дном.

Книга полна смыслов, философского рассуждения о превратностях судьбы, построении отношений (дружеских и любовных). Очень рекомендую прочитать, если вам нравятся рассказы о быте с неожиданным финалом.