Больше рецензий

28 июля 2023 г. 01:49

838

2 Театр космического абсурда.

На протяжении многих лет я успешно избегала книг Виктора Пелевина. Даже несмотря на то, что имя автора было на слуху и много от кого слышала о его произведениях, мне совершенно не хотелось их читать. Не могу объяснить почему, но изначально относилась к ним очень предвзято. Вмешался его величество случай в образе генератора случайных книг. Ну, что ж, надо – значит надо. И тут могу сказать одно: ощущения от прочитанного очень странные, но опыт любопытный. Одновременно была заинтересованность, и в то же время не пойми чего читаешь.

Главный герой Омон Кривомазов с детства мечтает стать летчиком-космонавтом. Следуя своей мечте, вместе с другом он поступает в летное училище. Радость от успеха длилась недолго, дальше начинается театр абсурда с отрезанными ступнями, шкурами медведей, готовностью отдать жизнь за идею и автоматизацией, работающей за счет людей.

В целом сюжет - большая аллегория на то, как многое устроено и сейчас: многое у нас делается, как говорится, из «говна и палок», большая бутафория: выборы - здравствуй, детская площадка, громкие слова, закончились - здравствуй, стоянка на месте площадки и новые поборы в обмен на обещания. Еще одна аллегория, как мне показалось, связана с моментом, когда отделялись ступени и ребята гибли – выглядит, словно этапы нашей жизни: вот так прошлое «я» умирает, впитав свой опыт, выполнив свою функцию и возникает новое «я», и так пока не станешь сформировавшейся личностью, которая уже не может или не хочет меняться.

Автор мастерски вызвал ощущение безнадеги и тоски после прочтения, безысходность поглощает сознание, но самое главное, что не понимаешь чем же конкретно он это вызвал. О чем само произведение - тоже не совсем понятно: о нелюбви к советскому строю? Так если убрать упоминание СССР ничего не изменится, бутафории в нашей жизни и сейчас достаточно, если отмести ту шелуху, которую нам показывают - что мы имеем? Но, все же, а все ли так беспросветно плохо? Если настолько все плохо, то что же ОМОН не застрелился? Если все так беспросветно, почему же он захотел спасти свою жизнь? Не потому ли, что теплится надежда, будто будет все же та «светлая душа», которая изменит все и бутафория станет реальностью, достижением того великого, чего ждём? Но, может не стоит ждать кого-то одного, кто спасёт всех, а стоит самим измениться, чтобы лучший мир стал реальностью, а не бутафорией и ожиданием? И если взглянуть правде в глаза, то уж не верю, что не было хорошего тогда и нет хорошего сейчас.

Возможно, книга полна символизма, но, честно, мне совсем не хочется это разбирать, и не только из-за моей нелюбви к космической фантастике, но из-за чрезмерной утрированности и однобокости взгляда. Так что, пожалуй, по возможности продолжу дальше избегать творчества автора, но это лично мой выбор и никого к этому не призываю.