Больше рецензий

-Nell-

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 июля 2023 г. 19:18

160

4 «История, собственно, не существует, существуют лишь биографии. «Ралф Эмерсон

История Константинопольской Империи в основном изучается по трудам Прокопия, секретаря и помощника Велизария, придворного историка и главного летописца той эпохи. Из скудных данных в англоязычных источниках, которые мне удалось раскопать, известно, что автор любитель военной истории, предпочитавший альтернативные, спорные и противоположные по своей позиции, точке зрения и анализу исторические труды. Но сколько историков, столько и трактовок эпохальных событий и судьбоносных поступков. Значительная часть авторов работ об Императоре Юстиниане , которые я прочитала, придерживались довольно критической манеры повествования, иногда даже предвзятой и резко отрицательной. Первые слова автора показались мне выражением восхищения и восторженности, благоговения и бесконечного почитания божественного Василевса. Тем более интересно было познакомиться с противоположной точкой зрения. Чтение было довольно захватывающим потому, что автор живым и современным языком пересказывает несколько тяжеловесные тексты Прокопия.
Если поначалу он вроде как славословит Великого Императора, то потом он уже начинает честно указывать на его недостатки и ошибки. Это наверное называется словом объективность.
Перечисление заслуг Юстиниана начинается с того, что он открыл и воспитал Велизария, благодаря остро развитым чутью и интуиции, но сам же автор тут же удивляется совершенно нелепым назначениям на ключевые должности совершенно неподходящих людей, не имеющих соответствующих способностей и навыков. Но с Велизарием было трудно ошибиться, он был гением, виртуозно планирующим военные действия и маневры как запутанную шахматную партию, равный великому Александру, Цезарю и Ганнибалу. А вот тотальная зависимость и безграничное доверие Юстиниана к такой демонической личности как Иоанн Каппадокийский так и остаются необъяснимыми.
Автор отдает должное его способностями на посту практически премьер-министра и министра финансов Империи, правда с натугой соглашается, что Иоанн был чревоугодником, пьяницей и любителем женщин в старомодном восточном стиле, что очевидно подразумевает не интеллектуальные беседы, а все прелести гарема. Человек, обладающий всеми этими плотскими пороками, становится особенно опасным вблизи от государственной казны, бесконтрольный и пользующийся полнейшим доверием. Но все это наветы врагов и недоброжелателей, вот только друзей этого честного казнокрада как-то не видно и их славословий не слышно. Юстиниан унаследовал практически разоренное государство, и не обладая напором и решительностью и изобретательностью, предпочитал , чтобы ненавидели полезного ему чиновника, а его, божественного, богословили и преклонялись. Главное, чтобы добывал деньги, как и где, какое имеет значение. Зная его полезность и незаменимость в финансировании бесконечных войн во имя собственного величия, Юстиниан терпел выходки Иоанна и ,главное, его непримиримую вражду с любимой Феодорой, но деньги были важнее душевного спокойствия обожаемой супруги. С другой стороны автор считает, что все инсинуации против Феодоры- дело рук Иоанна и плод его больной и озлобленной фантазии, которые он неутомимо скармливал Юстиниану, продолжавшему верить и покровительствовать смертельному врагу своей жены. Вот и судите после этого об этом великом политике и умнейшем правителе. Дальше -хуже. Чего стоит дебильная затея печь хлеб для уходящей в поход армии в банных печах? В итоге хлеб не пропекся, заплесневел и убил 500 солдатов, которых и так было недостаточно. Излишне упоминать, что Велизарий на свои деньги купил новый и съедобный хлеб, написал рапорт кабинетному императору с жалобой на предприимчивого Иоанна, но как и следовало ожидать, Юстиниан вновь остался глох к голосу своего командующего и с головы пройдохи Иоанна не упала не только ни одна волосинка, но и пылинка. Юстиниан нуждался в Иоанне, в его умении делать деньги из воздуха, а для вечно сияющего ореола славы великого и божественного ему были нужны только деньги. Благо Империи его интересовало постольку поскольку. Даже когда Иоанн был уличен, конечно же с подачи и с помощью Феодоры, в своих поползновениях узурпировать императорскую власть и скинуть Юстиниана, последний все равно простил его и даже вернул практически полностью все конфискованное имущество. Правда уже после смерти Феодоры.
Теперь об инсинуациях против Феодоры. Все, что известно о Феодоре почерпнуто из Тайной истории Прокопия. Тут уж он разошелся по полной. Потоки ненависти и презрения, причины которых до сих пор так и не ясны. В профессиональных исторических кругах практически единогласно установлено, что это много поздняя средневековая подделка, пусть и очень искусная. Сам автор считает, что все враги властной Императрицы выплескивали перед наивным и неискушенным Прокопием совершенно невероятные истории и приключения молодой авантюристки нижайшего происхождения и сомнительного поведения. Автор, однако, очень краток и скуп в жизнеописании Феодоры, лишь самые необходимые данные, без подробностей. История знакомства будущих супругов осталась за кадром, а Юстиниан оказывается просто пришел к Феодоре, прявшей и ткавшей как Пенелопа, верно и преданно ожидавшей своего Одиссея. А как он собственно пришел? Случайно наткнулся? Или все же пришел в определенное место в городе, известное всем мужчинам и совершенно целенаправленно? Автор как-то неопределенно называет ее артисткой или дочерью дрессировщика медведей, звездой комедии, фавориткой сцены. Интересно, что она делала в Египте в качестве содержанки и как умудрилась выжить одна среди враждебного мира жестоких мужчин и вернуться в Константинополь? Что ела, где жила, чем зарабатывала на хлеб и проезд? В те темные времена у молодой одинокой женщины были довольно ограниченные возможности существования.
Не будучи человеком военным и никогда не державшим в руках оружия, Юстиниан искал себе символы силы и грубой власти над людской толпой и потому был покровителем партии «синих», сборища воинствующих головорезов, по определению автора действующих как современное фашистское движение. Что это говорит о Юстиниане, спонсоре, вожде и идейном вдохновителе этих хорошо вооруженных банд, при каждом удобном случае выходящих из повиновения,проливая реки крови?
Венцом величия Юстиниана считается Кодекс Юстиниана, свод законов, над которым несколько лет трудился выдающийся юрист Трибониан. Сам автор подчеркивает, что этот титанический труд был опубликован от имени и при покровительстве Юстиниана и ему достались все лавры и слава великого законодателя. Конечно, если бы восстание Ники свергло бы Юстиниана, Трибониан не смог бы закончить свою работу. Но готовый бросить город и,может быть, Империю на произвол судьбы и почти потерявший рассудок от страха Юстиниан сохранил свою пурпурную мантию лишь благодаря упорству, стойкости и настойчивости Феодоры и смелости, находчивости и верности Велизария и Мунда.
История Империи - это история войн, а войнам Юстиниан предпочитал тишь кабинета, библиотеки или церкви. Поэтому главным действующим лицом этой эпохи является Велизарий, истинный защитник и освободитель. Образ героический, но и очень трагический. Юстиниан лишь жалует всему свое царственное имя.
И все же Велизарий - это отдельная тема. Все дело в точке зрения и направлении взгляда. Как сказал поэт «большое видится на расстоянии».
При помощи своего нестандартного видения и любопытного анализа подводных течений и дипломатической мудрости автор раскрывает некоторые причины в общем подлого, неблагодарного и несправедливого отношения Юстиниана к своему самому верному и самому великому полководцу. Дело в том, что Велизарий при всем своём уме не смог вникнуть в тайный смысл политики Юстиниана, требовавшего установить мир с уже сильно ослабленным готским королевством. Мирное соглашение нужно было для создания буферного готского государства против поднимающих голову и непрестанно усиливающихся франков. Велизарий не понял этого и отклонил все мирные предложения готов, при этом застряв без пользы в Италии и лишь теряя время, позволившее недремлющим персам продвинуться в своих завоеваниях.
Тайная история Прокопия начинается Антониной, женой Велизария, женщиной еще более авантюрного склада , чем Феодора и ее соратница по прошлому, о чем автор так же предпочитает не распространяться. Прокопий считал Антонину исчадием Ада, которой зловещая Феодора и в подметки не годилась. А вот у автора Антонина ангел-хранитель Велизария, его верная соратница, оберегавшая и прикрывавшая его тыл. А все наветы- происки злобных недоброжелателей.
Юстиниан прожил долгую, полную потрясений жизнь. В трудах историков он вошел в историю как строитель великого Константинопольского Собора святой Софии, который спроектировали и лично руководили его строительством великие архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Он создал великий Кодекс, над которым денно и нощно трудился Трибониан со своей командой. Он победил готов, вандалов и персов, которых победил военный гений Велизария и Нарсеса. Стремясь к величию и увековечению своего божественного имени он, как у Данте «заблудился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины», начал идти против естественного хода вещей и против хода истории. Автор описывает этот этап в правлении Юстиниана как битву ремесленника со своими инструментами. Каждый в отдельности знал свою работу, но они совершенно не могли действовать вместе, направляемые и ведомые своими личными побуждениями и амбициями. Юстиниан терял всяческую связь с действительностью,затеяв сложнейшую многоходовую партию, но не в состоянии просчитать эти ходы и хладнокровно повелевать упрямыми фигурами, заставляя их беспрекословно подчиняться выбранному плану. В чем же тогда роль правителя? Только слепо повелевать и требовать? Управлять, так чтобы твои указания претворялись в жизнь и именно так, как ты это задумал и хотел - это искусство. И одно из главных условий - это кадры и их полномочия. Решения Юстиниана возможно были правильными и даже мудрыми, но он проиграл битву, не умея разбираться в людях, за исключением нескольких удачных совпадений, а главное, что из-за параноидального страха потерять власть, он не доверял никому, заставляя даже самых способных и верных ему подчиненных действовать вслепую, не посвящая их в свои запутанные и далеко идущие планы, сталкивая их лбами, сея вражду и подозрительность.
Мне так и не удалось проникнуться величием Юстиниана, он не был ни Александром, ни Цезарем, ни Августом. И не только потому, что самолично не вёл свои войска в бой. Просто мелковат был. А вот некоторые нюансы в отношении Велизария мне показалось очень здравыми и много объясняющими.
Очень хороший перевод, практически без ошибок и опечаток,современный хлесткий язык. Порадовали некоторые словесные находки типа «гунны- степные джентельмены».

Комментарии


"... В профессиональных исторических кругах практически единогласно установлено, что это много поздняя средневековая подделка, пусть и очень искусная".

Это неверно. В 1895-1897 гг.  подлинность "Тайной истории" была доказана русским византинистом Борисом Панченко.
То есть последний раз подлинность оспаривалась до 1895 г.))

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%90%D0%BC%D1%84%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87


Может быть я была несколько категорична и надо было написать, что мнения историков по вопросу подлинности разделились. Ведь сколько историков, столько и мнений. В итоге нет единого мнения.
Вот, что есть в Википедии:

Научное изучение подлинности

Согласно мнению Э. Гиббона, «из этих странных анекдотов часть может быть истинна, так как вероятна, а часть истинна, так как невероятна. Вряд ли Прокопий мог выдумать и то, и другое»[26].
Первое критическое изучение «Тайной истории» появилось в работе Вильгельма Тейффелля 1847 года. В его статье впервые был высказан решительный, хотя и детально не разработанный взгляд в пользу принадлежности Прокопию изданного Алеманни текста. По мнению Тейффелля, в пользу этого однозначно свидетельствовали удивительное знакомство автора «Тайной истории» с «Историей войн», то же самое мировоззрение, одинаковый стиль, только более небрежный[17]. Против этих положений была направлена диссертация лютеранского теолога Рейнкенса[en]. Развив аргументы Эйхеля, Рейнкенс привёл следующий список аргументов в пользу того, что «Тайная история» принадлежит перу позднейшего фальсификатора:

Молчание современных Прокопию источников и близких к нему по времени писателей. По мнению Рейкенса, позднейшие свидетельства Суды и Никифора Каллиста не являются существенными. Фраза же современника Агафия Миринейского в предисловии к его труду о Юстиниане об историках, «изобличающихся в снискании милостей у многих сильных и лести, что им не верят, даже когда они говорят правду»[ист. 1] свидетельствует о том, что Агафий о «Тайной истории» знал, но не считал принадлежащей Прокопию. Логическую несостоятельность этого аргумента достаточно легко показать[27].
Недостаточность рукописных данных. Ко времени Рейнкенса было известно уже пять рукописей, из которых две, принадлежавших Екатерине Медичи и Пинелли, он считал утраченными. Однако, как было показано выше, с тех пор количество известных рукописей существенно увеличилось.
Отсутствие на рукописях имени Прокопия. Данный аргумент опровергается характером произведения и достаточными для отождествления автора отсылками в тексте.
Неоригинальность стиля Прокопия, облегчающая подделку. Подробно вопрос о стиле Прокопия рассматривался в монографии Феликса Дана и был решён положительно.
Суеверность автора «Тайной истории» в противоположность рационализму автора «Войн». Этот вопрос также рассматривался Даном.
Психологическая невозможность образа Юстиниана.
Принцип исторической честности, декларированный в предисловии к «Войне с персами»[ист. 2] опровергается в предисловии к «Тайной истории».
Ссылки на «Войны» уменьшаются к концу произведения и не встречаются после 21-й главы.
Любимые обороты Прокопия и перифразы из Геродота исчезают вместе со ссылками на «Войны». Этот аргумент опровергается более тщательным анализом текста[28].
Обширные заимствования из «Войны с готами». Относительно этого аргумента Рейнкенс указал, что он «отказывается верить, что такой серьёзный историк, как Прокопий станет переписывать места из собственных сочинений», однако подобные места в «Войнах» были указаны сначала Экардтом, а затем Даном. Опровержение этого аргумента следует из общей однообразности стиля Прокопия, а также того факта, что четвёртая книга «Войны с готами» была написана после «Тайной истории»[29].
Хронологические противоречия либо внутренние, либо «Войнам». В частности, в «Тайной истории» утверждается причастность Феодоры к смерти Амаласунты, о которой автор не мог написать в «Войнах», опасаясь мести императрицы. Противоречие следует из того, что большая часть «Войн» была издана после 548 года. Данное обстоятельство действительно представляет некоторое (преодолимое) затруднение для обоснования подлинности, требующее анализа времени написания различных частей «Войн»[30].
Аргументация Рейнкенса была проанализирована и опровергнута в ряде последующих исследований, основным из которых являлась фундаментальная монография о Прокопии Феликса Дана 1865 года, в которой проблема подлинности анализировалась с точки зрения тождественности личности авторов «Тайной истории» и «Войн». Следующий виток в этой дискуссии связан с именем Леопольда Ранке, который в четвёртом томе своей «Всемирной истории» не выдвинув новых аргументов, повторил старые положения Эйхеля и Рейнкенса, посчитав «Тайную историю» по крайней мере частично подложной[31]. Фактически, Ранке рассматривал вопрос о подлинности произведения с точки зрения достоверности его содержания. Общий вывод Ранке состоит в том, что произведение состоит из трёх элементов: дополнений к «Истории войн», из резких выпадов против Юстиниана «в монашеском духе» и, наконец, из критики недостатков правления Юстиниана. Все три этих элемента являются продуктами одной эпохи, однако только первый из них принадлежит Прокопию. В целом же произведение является компиляцией[32].

Противоположная точка зрения отстаивалась в серии работ Якоба Хаури, вышедших в начале 1890-х годов[6]. Всестороннее рассмотрение вопроса о подлинности «Тайной истории», сопоставлении содержащейся в ней информации с данными новелл, сообщений Иоанна Лида, а также других произведений Прокопия, посвящена большая работа Бориса Панченко «О „Тайной истории“ Прокопия», опубликованная в трёх выпусках «Византийского временника» в 1895—1897 годах. Общий вывод исследования сводится к тому, что авторство Прокопия несомненно, а приводимые им факты достоверны[33].

С аргументами Ранке в 1889 году согласился[34], а в 1923 году от них отказался[35] авторитетный ирландский византинист Джон Бьюри. С тех пор вопрос о подлинности «Тайной истории» и о её авторстве в научной литературе не рассматривался.

Тайная история
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Я знаком с этим текстом. Там ключевая фраза - последняя. Как Вы полагаете: почему вопрос более не рассматривался? ))


Каждый высказал свое мнение и при нем остался.