Больше рецензий

EmmaW

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 июля 2023 г. 18:24

517

3

Первая книга в серии о Мине Дабири и Винсенте Вальдере. Полицейский детектив плюс триллер. Скандинавские авторы любых жанров это настолько не мое, что я очень редко их читаю и всегда по какой-то причине. В этой книге меня привлекла тема фокусов, магии, иллюзионных трюков и то, что оба главных героя нейроотличные.

Маньяк убивает жертв, используя сценический реквизит фокусников и имитируя знаменитые трюки. Особая полицейская группа по расследованию убийств зашла в тупик, поэтому Мина решила попросить помощи у известного менталиста Винсента Вальдера, полагая, что он сможет дать какой-то ценный совет или увидеть все под другим углом. По ходу дела Вальдер становится полноправным участником команды и сближается с Миной.

Считаю, что потенциал был в этой истории, но исполнение все испортило. Книга слишком длинная, скучная, наполненная посторонними деталями, сводящими на нет динамику и интерес. К тому же здесь полным-полно триллерных штампов. Кажется, что авторы старательно использовали их все. Ну и нотки патриархальности, как без них.

Постараюсь без спойлеров изложить то, что мне не понравилось. Главные герои. Сначала казалось, что их описание правдоподобно, но потом понимаешь, что авторы нахватались общих сведений и запихнули их сюда как умели, не заботясь о достоверности. Винсент аутичный. И его поведение это то, как себе нейротипики представляют аутичного человека, а не то, как он ведет себя на самом деле. Ну типа он должен быть мужского пола, помешан на числах и математике, наблюдательный и все такое. А еще не понимать простейшие поговорки и свою жену, с которой прожил дофига лет. Это вряд ли в реальности так было бы. С поговорками и женой – точно нет. Если он на самом деле наблюдательный, интересуется человеческой природой и много читает, то он знал бы ходовые поговорки и понимал бы мотивы своей жены. А вот мотивы членов следственной группы – напротив, потому что их характер и поведение ему неизвестны. В этой книге все выставлено наоборот.

Винсент приходит в группу и почти сразу понимает, кто с кем когда и почему, кто против кого, кто чего хочет и кто о чем думает. Этого не смог бы сделать аутичный человек, это умеют только нейротипики. Аутичный никогда бы не догадался ни о чем, что происходит в группе в социальном плане (или, по крайней мере, не так быстро), именно из-за этого он не может маскироваться и всегда выделяется. В этом и смысл аутичности, но, похоже, авторы об этом просто забыли или не знали. Если ты не шаришь в социалке, это не значит, что ты не разбираешься в мотивах людей, в случае аутичности все немного по-другому срабатывает, но эти механизмы здесь вообще не показаны. Аутичность Винсента – это просто приклеенный авторами ярлык. Если отбросить счет до четных чисел, то это обычный нейротипик. Это сильно разочаровало. Я-то думала, что персонаж и правда будет показан как аутичный. Мина выписана хуже. Фактически, кроме ее ОКР (помешанность на чистоте) о ней ничего не сообщается.

Остальные члены команды вообще не представлены. Они только имена с какими-то раздражающими ключевыми деталями, которые повторяются из раза в раз. Один гомофоб, другой озабочен сексом и бельем окружающих женщин, третий спит на работе. Полицейская рутина показана плохо, никаких обсуждений деталей следствия нет. Совещания включают в себя выступления с новостями кого-то одного, а дальше начинаются социальные игры (обсирание одного другим и т.д.). Это неинтересно читать, это не продвигает сюжет. Важные вещи выясняются либо когда главные герои наедине, либо когда кто-то один о чем-то додумывается. Группа фактически не работает вместе. Тогда зачем она нужна? Зачем столько лишних персонажей? Хватило бы Мины и Винсента.

Очень много отступлений на бытовуху разных персов, а ведь некоторые из них второстепенные и ничего не значащие. Это утомляет и опять-таки убивает динамику. Использован штамп: «избавиться от героя, который больше не нужен, и описать это как можно более подробно». Зачем? Увеличить объем книги? Но хорошо, что с животными здесь все в порядке.

Убийца вычисляется моментально. Я имею в виду не имя-фамилия, а кто он такой есть, его сущность. Я все поняла сразу и дальше только подтверждались подозрения. И я видела все эти торчащие ниточки, все эти кочки, которые авторы старались обойти. И тут опять использован триллерный штамп, который является все-таки спойлером:

спойлер
«Главы из прошлого это о детстве главгера, а не о детстве маньяка, как вы могли бы подумать».
свернуть

Но чего я не понимаю, так это того, для чего нужны были другие известные штампы. Штамп: «группа подозревает главгера». Все читатели заранее знают, что книга серийная, а значит главгер не может быть убийцей, тогда зачем прописывать этот штамп? Почему бы не сделать что-то более интересное?

Два самых заколебавших меня триллерных штампа: «маньяк все делает из-за главгера» и «девушку главгера похищает маньяк, а главгер должен ее спасти». Просто перестаньте, наконец, их использовать, авторы триллеров. Эти штампы превращают ваши книги в серые проходняки, которые уже надоели и которые не отличаются один от другого.

Фокусная составляющая была интересной. Это единственное, что мне здесь понравилось. Но ее было катастрофически мало и фактически убийства не крутились непосредственно вокруг этой темы. Т.е. это еще хуже, чем, например, книга Джеффри Дивера «Исчезнувший».

И что выбесило меня больше всего. Авторы держат читателей за дураков. Связь между жертвами полиция не могла выявить месяцами. Я чего только не напридумывала, пытаясь догадаться, что же их объединяет. И это что-то, когда оно открылось, это был просто бред. В том плане, что полиция никак не могла месяцами не видеть очевидного. И туда же некоторые спойлерные моменты, касающиеся главгера. В общем, халтура.

Серию продолжать не буду, еще читать что-то у Лэкберг тоже. Это было нудно, стереотипно, неинтересно.