16 июля 2023 г. 15:25

138

1.5

Очередное подтверждение фактов: а) магический реализм - это не мой жанр и мне стоит его избегать б) нужно очень аккуратно и взвешенно подходить к современной российской литературе, потому что есть довольно высокая вероятность вляпаться в дурно пахнущую субстанцию, что в этом случае со мной и произошло.
В принципе, про магический реализм можно было заподозрить если не по тегу на книжке, то хотя бы по зачину:

Село наше, по имени Бывалое, выросло на реке Черного дракона, или, по-русски сказать, на Амуре, прямо из сырого речного песка. Стояло на берегу, на выносе, мировое древо, тысячелетний кедр, отовсюду было его видать.

Когда-нибудь я научусь не только читать аннотацию, но проглядывать и метаданные книги, которую собираюсь прочитать, а также, возможно, даже интересоваться, кто таков ее автор! Но это не точно.
С другой стороны, в этой маленькой книжке напихано столько каких-то стереотипов всех мастей, что этот абсурд примерно первые пять секунд веселит, а потом - утомляет.
Офигевать я начала, конечно, прям с предисловия, с бабушки-лягушки:

Обычная жаба, только огромная и старая до черноты, глаза навыкате, рот — похабной щелью, на скользкой коже пупыри с бородавками, рукой потрогать противно, не то что голыми зубами есть. Жила от всех отдельно, хозяйства никакого не имела, безобразила в глухой ночи, промышляла, чем Бог пошлет. Детей, мужа тоже не завела. И неудивительно — кто на такую польстится?

Ну-ну, мсье автор, я вижу, людей не особо любит, а женщин, возможно, и за людей-то не считает.
Живут, стало быть, в селе Бывалом представители трех национальностей: казаки, китайцы и евреи. Казаки обрисованы с иронической приподнятостью:

из рода сибирских архидьяконов, облеченных благодатью Божией, которых голоса единственные напрямую доходят до небесного престола

Китайцы:

Звали его ходя Василий, и был он первым человеком, высадившим на нашей земле гаолян. Толку от этого гаоляна не ждали мы никакого, ну, так ведь чем бессмысленнее подвиг, тем больше он ценится. К тому же ходя был нерусским, он был китайцем с того берега, а с китайца спрос, известно, небольшой — как и сам китаец.

Слово "ходя" я раньше нигде не встречала. Словарь Ушакова толкует его таким образом:

ХО́ДЯ, ходи, муж. (разг. фам. устар.). Пренебрежительное название китайца.

Что касается евреев, то об их племени говорится так:

Кто не ведает разницы между Танахом и Ветхим Заветом, иногда говорит, что каждый еврей носит свою синагогу в самом себе. Это все, конечно, выдумки и злые фантазии. Для синагоги нужен как минимум еще еврей, чтобы было с кем спорить, ибо спор — главная стихия еврея и главный смысл его жизни, о котором он на время забывает разве что после очередного погрома.

В общем-то, вся книга - это сборник баек о жизни этого интернационального сообщества. Особо отвратительна история про ежегодную китайскую ярмарку под предводительством Хого - то есть про передвижной бордель по факту, включающий не только женщин, но и детей:

десятилетняя дочка по прозвищу Сяо Юй, Рыбка, и ждала своей очереди выйти на арену продажной любви, где нет победителей и побежденных, но где от каждого берется по способностям и каждому дается по его финансам.

Подается это все, разумеется, как норма жизни.
Итого:
Один балл за амазонок, еще полбалла за неплохо выдержанный стиль. В остальном к прочтению не рекомендую, для Амурской области потом выберу что-нибудь более внятное из подборки.

Прочитано в рамках проекта "Читаем Россию". Амурская область

Комментарии

Как Вы, однако, строги. Очень милая вещица получилась у Винокурова, хотя и послабже двух его других книг: Алексей Винокуров - Темные вершины и Алексей Винокуров - Ангел пригляда

0 24.07.23