Больше рецензий

15 июля 2023 г. 13:51

261

5

Любви с первого романа у меня с Алексеем Сальниковым не получилось. «Петровы в гриппе» были настолько и повсеместно расхвалены, что на этом восторженном фоне стали для меня чуть ли не разочарованием.
О романе «Опосредованно» как будто писали гораздо меньше. То, что стихи в романе - наркотики, я, конечно, знала из рецензий, а больше особо ничего к тому времени, когда у меня до него добрались руки, вспомнить и не могла.
Роман зацепил меня сразу. Юность одинокой и слегка двинутой на литературной почве девушки в 90-е на Урале - у меня просто не было шансов. Когда встречаешь на страницах книги то, что еще недавно было твоей жизнью, это не может не сработать. А уж когда это написано по-сальниковски точно и смешно, но без желчи, то доставляет особое удовольствие.
Про стишки-наркотики тоже оказалось интересно. Как писать стихи, чтобы обеспечить приход себе и читателям, кто, по версии автора, делал опиум для народа (Пушкин, Блок и Пастернак), а кто писал официально разрешенную поэзию, не вызывающую зависимости и потому пылящуюся на полках (Евтушенко и Высоцкий). Главная героиня романа Лена высказывает очень отзывающуюся в сердце любого книжного червя мысль о том, что мало что приносит такое чистое удовольствие как вести с кем-то не имеющие никакого практического смысла беседы о литературе. Ну и собственно сами эти беседы Лены с представителями стихотворного подполья разной степени маргинальности весьма занимательны.
Роман «Опосредованно» так и остался бы романом авторских окололитературных идей, для проговаривания которых технически необходима главная героиня, получившаяся потому не очень внятной, если бы во второй его половине Алексей Сальников не сделал бы финт ушами.
Как-то незаметно, не очень привлекая внимание читателя, тайная духовная жизнь Лены отходит на второй план, а на первый выходит личная, быстро перетекшая в семейную.
Роман обрастает бытовыми подробностями, многочисленными героями, вступающими друг с другом в отношения прямо-таки с болливудским размахом. Словом, оказывается совсем не таким, каким обещал быть. При том, что фирменная сальниковская ирония никуда не делась.
Совсем не претендую на то, что именно это хотел сказать автор, но вычитанная мной в романе история о том, что можно быть книжным гиком и прожить при этом счастливую, полную всем, чем она и должна быть полна, жизнь, практически не выходя из литературного опьянения, показалась мне очень милой и утешительной.