Больше рецензий

13 июля 2023 г. 13:30

312

4 Навстречу приключениям или дома посидим?

o-r.jpg


Сложно назвать «Моряка в седле» именно художественной биографией. Стоун все же претендует на документальную точность своего повествования. Первая половина книги получилась у Стоуна хуже чем вторая. Мне показалась чрезмерной идеализация молодого Лондона. Вторая часть «Моряка в седле» более живая.

Творчество Лондона кажется результатом его внутреннего напряжения между жаждой приключений и стремлению к спокойной семейной жизни фермера. На морях, в горах и войнах он собирал материал для книг. В спокойное время рефлексировал и писал.

Второе противоречие – приверженность социализму и свойственный Лондону индивидуализм. Лондон романтически смотрит на мир, прикрываясь иллюзорной научностью социализма. Он ошибся в рациональных расчетах будущего общества, как ошиблись приверженцы социализма. Как итог в конце жизни пришло разочарование в людях. Перевоспитать человека и переустроить государства не легче, чем найти золото Клондайка.

Джек Лондон столкнулся с традиционной для творца дилеммой «рынок против творчества». Великий творец переделывает рынок под себя, заставляя прорывное творчество приносить ему деньги. Лондону в молодости это удалось, но после 30 все стало чуть сложнее. Еще сложнее ему удавалось примирять свои бурные чувства и могучий разум. Силища у него была богатырская – и ментальная, и физическая. Управлять такой силой сложнее чем сверхзвуковым истребителем. Вот он и не справился.

Ирвинг Стоун как биограф свою работу выполнил на твердое «хорошо». До уровня биографических книг пера Уолтера Айзексона книга не дотягивает, но для общего понимания творчества Джека Лондона является незаменимым источником.