Больше рецензий

13 июля 2023 г. 10:39

190

3 Чёрно-белое и бело-чёрное

Это очень странная книга. Начинается роман в одном жанре, затем переходит в другой, после чего в третий, и, в какой-то момент, появляется мысль, что Джон Апдайк имел много разных идей и задумок, которые хотел воплотить в данной книге, однако так и не решился часть этих идей убрать и сделать роман более цельным. В итоге получилась смесь из разных элементов, которые при всём желании не складываются в нечто единое. Играть с жанрами в рамках одной книги вполне возможно - это нам показывали и другие представители американской прозы (Томас Пинчон, Уильям Фолкнер), однако для этого все элементы в книге нужно "спаять", превратить разрозненные части пазла в единую картину. Апдайку этого сделать не удалось, зато у него всё получилось со слогом и стилем в произведении, а ещё получилось сделать неожиданный сюжетный твист во второй трети романа, который повлияет в том числе и на концовку. Концовка, к слову, показалась мне интересной. А вот передать любовь и "химию" между главными героями у Джона Апдайка, как по мне, не вышло. Возможно, ему стоило уделить больше внимания не физиологическому аспекту отношений Тристана и Изабели, а их духовной связи. Показать, почему эти, на первый взгляд такие разные люди, не могли жить друг без друга.
В послесловии Апдайк пишет о том, как изучал Бразилию по другим книгам и благодарит их авторов. Не знаю, был ли он сам в Бразилии, но, на мой взгляд (я и сам там не был), ему неплохо удалось передать колорит и атмосферу этой страны, как с её условным "центром" в виде столицы, так и с грязными фавелами и трущобами.
Подводя итог, можно сказать, что эксперимент Джона Апдайка скорее провалился, чем нет, но это не отменяет достоинств книги, скорее показывает, что она могла быть значительно лучше, если бы великий американский писатель доработал некоторые аспекты своего романа.