Больше рецензий
11 июля 2023 г. 19:48
250
4 Послание всем нам
РецензияУдивительно, но книга “Я – посланник” устойчиво возвращала меня воспоминаниями к произведению другого австралийского писателя Трента Далтона “Мальчик глотает Вселенную”. Удивительно, потому что даже при самом поверхностном рассмотрении две истории, по сути, не имеют ничего общего, единственное, что их объединяет, это атмосфера и личность рассказчика. Декорации бедного неблагополучного пригорода, подростки, которые с детства привычны к насилию, рукоприкладству, пьянству, грабежам, наркотикам, ранним беременностям почти не имеют шанса выбраться из этих самых декораций и пополняют ряды унылых семей, тянущих лямку, проживая в ветхих убогих домах и работая сразу после школы, даже не мечтая об университете. Но если в книге Далтона об этом задумывается двенадцатилетний мальчик, то героем романа Маркуса Зусака становится двадцатилетний Эд Кеннеди, “просто Эд”, посредственность и неудачник по его же собственным словам: “Скажете, это фигня какая-то? Так вот, где у всех достижения, у меня сплошная фигня. Это базовая характеристика моей жизни.”
Не знаю, насколько “Я – посланник” отражает авторский стиль Зусака, всё-таки его визитная карточка – роман “Книжный вор”, с которым я еще незнакома. С “Посланника” начинается моё знакомство с Маркусом Зусаком, знакомство, начавшееся приятно, хоть и без потрясений и восторгов, которые я исподволь ожидала от столь титулованного автора.
Повествование ведется от лица главного героя. Эд Кеннеди ведёт ничем не примечательную жизнь: в свои двадцать он сумел устроиться водителем такси, заработанных денег едва-едва хватает, чтобы снимать скромную хибарку, где он и проживает со своим старым другом по имени Швейцар, собакой, обожающей на старости лет спать возле двери и пить растворимый кофе. Что еще есть в жизни Эда? Семья, представленная вздорной мамашей, не питающей даже толики уважения к единственному оставшемуся рядом с ней сыну, остальные дети давно разъехались. Из приятного – у Эда есть трое самых близких друзей – Марв, Ричи и Одри, с которыми он регулярно играет в карты. Конечно, Одри немного больше, чем просто просто друг, но ей об этом знать совсем не обязательно, тем более, что для неё он “просто Эд”, грустно… Так и проходит день за днём жизнь Эда до тех пор, пока он, Ричи, Марв и Одри не отправляются в банк и не становятся свидетелями ограбления, а Эд, совершенно случайно, в этот день совершает геройский поступок, после чего он начинает получать загадочные зашифрованные послания, суть которых – заставить Эда действовать и совершать поступки, на которые, как Эд думал, он не способен. Поступки, заставляющие его задуматься о собственной жизни.
Мне очень импонируют такого рода истории о простом, самом обычном, критически относящемся к себе герое, немного безалаберном, немного застенчивом, ранимом, добром, но не осознающем всех своих положительных качеств из-за неуверенности в себе и своих силах, но который, получая вдохновение, по зову сердца, под давлением обстоятельств или, как в случае Эда, в силу внешнего вмешательства, начинает глубже всматриваться в себя и в окружающих, переоценивая привычное и выходя за удобные рамки рутины устоявшейся жизни. Зусак пишет прекрасно: ярко, сочно, образно, живо. Его герой, Эд Кеннеди, привносит в роман нотки грустного юмора, иронии над самим собой. Это тот случай, когда автору не нужно расписывать чувства и внутреннее состояние героя, спускаясь до самых глубин души и исписывая страницу за страницей, Зусак вкладывает в уста Эда очень простые фразы, пару предложений, но за этими словами, мужду строк явственно проступает тоска, радость, обида, весь тот спектр чувств, который, возможно, Эд и не хотел бы выставлять на всеобщее обозрение, но невольно выдаёт их: “В своих мечтах я всегда вижу нас троих со спины.
Мы идём по улице. Закат угасает, становится темно.
Одри.
Швейцар.
Я.
Я держу Одри за руку.”
Несмотря на то, что роман скорее грустный, чем жизнерадостный, в нём присутствует теплота, скромная красота простых действий и незатейливых мечтаний.
Маркус Зусак хорош не только, как мастер слова: сюжет романа лихо закручен, приключения, суть - задания, от которых нельзя отказаться, выпадающие на долю Эда, держат читателя в напряжении, а каждая новая игральная карта, полученная героем, подогревает интерес. Даже композиционно Зусак очень красиво разложил свой роман на главы и части в соответствии со значением карт и мастей. А что не так? Перечисление всех достоинств романа словно бы намекает на некое “но”, которое вскоре должно последовать. Да, такое “но” действительно существует, просто очень долго, пока читала книгу, я никак не могла это “но” ухватить. На мой взгляд, заключается оно, как ни парадоксально, в сюжете, в том самом сюжете, который лихо закручен, удивляет, подогревает читательский интерес. Как только общая концепция схвачена, как только действия героя входят в колею посланий, если можно так сказать, ход истории становится отчасти предсказуемым, хотя интрига, безусловно, сохраняется. А вот когда всё карты раскрыты (очень уместное выражение, в данном случае) приходит лёгкое разочарование. Самое интересное, что автор задумал финальный финт, странный в чем-то, но вписывающийся в концепцию произведения, даже переворачивающий всю суть действий героя с ног на голову, но при этом, опять же парадоксально, этот самый неожиданный финт, элегантный штрих, завершающий роман, обесценил его с точки зрения именно читательских ожиданий. Наверное, потому, что финал, каким бы уместным и необычным он ни был, получился на порядок ниже всего того, что ему предшествовало. Смазанная развязка, низводящая отличный интригующий сюжет до правильной, но уже понятной из самой истории, мысли о силе доброты.
Маркус Зусак написал прекрасный роман-послание. Послание всем нам, проиллюстрировав его примером самого обычного посредственного парня с окраин большого города, который, не обладая силой супергероя, возможностями, деньгами, связями, сумел изменить жизнь нескольких людей, даже самых близких, о которых, казалось бы, знал всё, а изменяя жизнь других, он изменился сам и понял, что иногда достаточно небольшого жеста, чтобы сделать этот мир светлее: “Дело-то не в словах, правда? А в сияющих разноцветных лампочках над порогом. В великом, которое обнаруживается в малом.”
Книга прочитана в рамках новогоднего флешмоба 2023. За рекомендацию спасибо https://www.livelib.ru/reader/Ezhuvika