Больше рецензий

10 июля 2023 г. 16:37

124

3.5 "Подлиповцы" такие же люди...или нет

В «Подлиповцах» представлена яркая картина огромного социального
разрыва разоренной, разбредающейся на заработки и вымирающей деревни
60-х годов 19 века, и когда мы читаем это произведение, то не можем
поверить, что «подлиповцы» такие же люди. С одной стороны мы видим и
понимаем что есть мир и законы, которые и по сей день неизменны: хочешь
утолить голод и найти кров над головой-придумай как и каким образом этого
достичь; обеспечь себя и родных необходимым для выживания и
проживания, только в случае с «подлиповцами» это именно выживание. Но
какими методами и решениями это достигается сначала повергает в шок. В
произведении «подлиповцы» представлены как ущербные, без каких-либо
социальных институтов люди. Решетников отмечает также отсутствие
логических связей у людей. Например, если на улице зима и низкая
температура, герои, такие как Сысойка мерзнут, лежа на печи, вместо того
чтобы разобраться почему и от чего в доме холодно. Шаткие дома деревни,
два из которых без крыши и вовсе, как бы говорят нам сразу об уровне жизни
«подлиповцев». Конечно же о чистоте и уюте говорить не приходится:
внутри домов была грязь, пыль и словно каждый уголок был окутан
унынием, которому поддавались люди. Для того чтобы понять насколько
бедно жили «подлиповцы» и оттого часто болели, достаточно узнать что
«Настоящий хлеб едят редкие с месяц в год. Остальное время все едят
мякину с корой», то есть нормальной еды они практически не видели, что
было для них куда более серьезной проблемой нежели вопросы о том «во что
одеться?». По описанию Решетникова для «подлиповцев» было нормой
таскать одну рубашку круглый год, а зимой просто надевать сверху
полушубок. Торговля и всевозможный бартер также не сложились, из-чего
жители начали чувствовать себя еще более апатично. Писатель считает, что
столь жалкое существование «подлиповцев» следствие их нищеты, лени,
отсутствия какого-либо управления. Потому как можно заметить именно
труд придает крестьянам сознательности и ответственности, что можно
пронаблюдать на примере Ивана и Павла, которые по окончанию
произведения летом работают кочегарами на пароходе, а зимой на пристани;
и даже научились грамоте. Во второй части произведения в какой-то момент
герои решают идти в город к «богачеству». Некоторых героев, как например
Матрену и Сысойко, идти бурлачить сподвигла и подтолкнула Апроська,
смерть которой заставила задуматься о том что их ждет в родном
«подлипном». В новом для них мире, социолизированном, они испытывают
определенные проблемы, связанные с непониманием простых вещей: почему
нельзя хамить и ругаться на людей, бить их. К примеру когда у Пилы украли
лошадь, и он принялся бить мужиков тех что встречал. Это не 6 домов
подлиповки, лошадь просто так не отыщешь, легче самому затеряться в
городе. И что в этой ситуации делать? Куда идти? Этого Пила понять не мог.
Для обычного человека кажется очевидным и понятным как вести себя в
обществе; что делать можно, а чего нельзя, но не для героев Решетникова.
Пермь автор описывал как неказистый, бедный город, хорошие дома
которого построены преимущественно на одной улице. На примере Ивана и
Павла можно разглядеть веру Решетникова даже в такие деревни как
«Подлипная» путем просвещения народа, изменения своего быта и образа
жизни, создания грамотного управления, а также труда. Из повествования автора складывается именно такое впечатление о "подлиповцах" в целом и их деревне, но тяжело с этим согласиться.