Больше рецензий

4 июля 2023 г. 12:57

122

4 Через горные хребты

Суровые мужчины, своенравные женщины, рисковые ситуации и величавая природа сплелись между собой воедино в рассказах неутомимого романтика Джека Лондона, который за свою короткую, но яркую жизнь смог побывать не только во многих уголках мира, но и попробовать свои силы в различных профессиях, что так или иначе повлияло на силу восприятия его писательского очарования. Когда мы беремся за прочтение его трудов, то нас поневоле закручивает головокружительный водоворот событий, когда очередной герой упрямо шагает по песчаным равнинам Дикого Запада или опасливо ступает по ледяным уступам широченного Юкона, боясь сделать роковой шаг, способный привести отчаянного смельчака к гибели.

То тут, то там многовековые деревья грозно скрипят под могучим ветром, среди стволов которых то и дело мелькают дикие животные и птицы. Здесь мы - бесплотные призраки, чье пребывание в нетронутых краях неоправданно, так как это место священно и связано с давними сказаниями старины, легенд и мифов. Во мраке лесов, равнин и холмов обитают молчаливые индейцы, чьи шаманы на ощупь пробираются по тропам предков, а их скво и охотники преданно следуют за старцами. Им нет дела до чужаков, но если какой-нибудь бледнолицый покажется вблизи, то его либо тут же поставят на место, либо начнут с ним о чем-нибудь толковать.

И во всем этом таинстве ушедшей эпохи заключено величие Джека Лондона, пронесшего до наших дней в своих рассказах, романах и очерках частицу своего времени, когда люди, познавшие порох, табак и сталь, вступали в схватку с врагами, чьи коварные и опасные помыслы всегда ходили по лезвию ножа, ведь в их основе навечно заложена огромная страсть к выживанию, а также к женщинам, теплому жилью, богатству и высшему статусу в обществе. Будь ты индеец, шериф, ганфайтер или ковбой, это уже не столь важно, просто будь начеку и держи палец на курке, потому что соперник не дремлет, он только и ждет твоей осечки, а на Диком Западе это схоже со смертью, так что новичкам здесь не место.

Мы в который раз отождествляем себя с героями Лондона, уповающими на то, что их поведение, харизма и склад ума позволят им обвести вокруг пальца старуху с косой. Не у всех это получается, но есть везунчики, в рукаве у которых всегда припрятан козырь, способный спасти их в нужную минуту. Обычно подобные вещи случаются у автора повсеместно, но наиболее удачно ему удается разыграть прикуп в формате малой прозы, когда на рассказ выделяется меньше времени, что подталкивает читателя к наиболее вдумчивому чтению. Это и отличает сборники от романов, потому что у последних есть больше пространства для маневра, а краткая история уповает лишь на некий сюжетный твист, приводящий к неожиданному финалу.

"Рожденная в ночи" являет нам именно ту категорию притч и сказаний, когда Джек Лондон размеренно и спокойно трактует нам легенду за легендой, в которых люди преследуют свои цели и желания, невзирая на любые трудности, препятствия и опасности. Данный сборник заключает в себе всего шесть малых зарисовок, где в той или иной ситуации персонажи помещаются в дикие условия, когда полагаться приходиться лишь на себя самого. Помощи не будет, тут уж соображай сам, дружище, да не зевай, ибо природа разделается с тобой на раз, в отличие от многих людей она долго не разговаривает с теми, кто откровенно плюет на ее тысячелетние законы и заповеди. Поэтому смотри внимательно и мотай себе на ус, глядишь, где и поможет.

"Сын волка", например, отлично изображает вечное противоборство двух миров - камня и стали, когда наш прогресс приходит в устоявшиеся святилища коренных народов и начинает трактовать им свою волю. По праву сильного белый охотник забирает у индейцев их женщин, еду и шкуры, давая взамен лишь табак, порох и огненную воду, надеясь на то, что эти подарки задобрят детей леса. Не всегда все проходит гладко, но тогда в дело идут ножи, стрелы и револьверы, дабы мужчина всегда остается диким зверем, готовым на все, лишь бы заполучить самую лучшую женщину и упрочить свое положение в обществе. Тут Лондон не идет против истины, все так и есть, сейчас ничего не изменилось.

"Костер" же подобен удару по голове, ведь здесь разыгрывается совсем иная драма. Молодой новичок плюет на советы старых лесорубов, считая себя самым удачливым, расчетливым и сметливым. Выходя на открытое пространство в лютый мороз, всегда помни о том, что стужа и метель могут убить тебя, но делать это они будут очень медленно. Пальцы на руках и ногах закоченеют, а мозг постепенно начнет угасать, но ты уже не сможешь этого почувствовать, ведь даже сами мысли закоченеют в границах черепа. Рассказ страшен тем, что он до ужаса реалистичен, о чем напрямую говорит Лондон, который в свою бытность тоже отмораживал себе пальцы, щеки и уши в надежде отыскать золота на просторах реки Юкон.

Другое дело обстоит "На берегах Сакраменто", где маленькому мальчику предстоит разобраться с большой для него напастью, а именно спасением двух застрявших над расселиной соседей. Вокруг бушует ураган, дождь льет как из ведра, а хлесткие струи воды норовят больнее ударить по лицу. Взрослых нет, вагонетка висит над ущельем, а вторая, по всей видимости, застряла еще выше. Что же делать? Пора становиться мужчиной, сынок...История коротка сама по себе, но и в ней автору удалось показать на что способен человек, пусть и ребенок, в минуты отчаянной схватки за жизнь окружающих. Троса изрежут ладони, мускулы будут готовы порваться, но ты не отступай, потому что на тебя вся надежда. В общем, экстрим в чистом виде!

После того, как вы вымокнете до последней нитки, этот сборник отправит вас дальше, но уже на лазурные берега, где босоногие мальчишки прыгают с палубы корабля за монетами богачей в море, а самые смелые из них даже с высоких мачт парусника. Не забывайте, что "Под парусным тентом" - это не ванильная идиллия, когда все наслаждаются красотами окружающей природы, совсем даже наоборот. Здесь автор предлагает ужасную историю, где стремиться во всех красках расписать всю подлую сущность изнеженной аристократии, готовой ради яркого зрелища пожертвовать не только деньгами, но и чужими жизнями. Сто с лишним лет прошло, а природа гадких толстосумов и циничных снобов осталась прежней.

"Убить человека" продолжит тему классового расслоения общества дальше, только тут читатель проснется в комнате дочери крупного магната, в дом которого проникнет грабитель. Парень доведен до отчаяния, его друг нуждается в помощи, а в руках наготове заряженный пистолет. Мы можем сопереживать любой из сторон, но правых здесь никогда не отыщется. Вор живет по принципу "грабь награбленное", а дочь богача опутывает того ловкими сетями из слов, высокопарных предложений и советов лишь для того, чтобы сдать его полиции. Помочь бедняку деньгами? Что за вздор! Лучше отправить гнить мерзавца за решетку, вот там и подумает о своем поведении. Однако парень не так глуп, как кажется....

"Рожденная в ночи" - вишенка на торте, если хотите, но это, определенно, так и есть. В своем рассказе Джек описывает картину отчаянного бессилия взрослого мужчины, который разменял любовь женщины на дары бизнеса, богатства и влияния. Мужчины, пишет автор, порой бывают полными дураками, не способными видеть дальше своего носа. Они стремятся быть крупными рыбами, воротилами и игроками на рынке, хотя в то же время им предлагается тихое счастье рядом с той, кто хочет просто женской ласки и теплоты. Деньги застят глаза, что приводит многих к разбитому корыту, но тут уж каждому свое, либо обеспеченное одиночество, либо тихая и размеренная старость. Третьего, к сожалению, а, может быть, и к счастью, не дано.

Итог: если вы продеретесь через все горные хребты, которые острым частоколом обрамляют этот сборник, то вы попадете в ранее невиданную страну чудес и полузабытых истин. В этих магических долинах есть топазы, нефриты и алмазы, но как говорится, иногда не все то золото, что блестит. Иногда человеку необходимо совсем другое богатство, будь то любовь к женщине, костер теплого очага или патрон в стволе, мирно лежащем на поверхности лакированного стола в гостиной. Джек Лондон лишь играет на равновесии сил, предлагая вам ступить на землю обетованную, куда еще не ступала нога бледнолицего авантюриста, способного как разграбить столь дивный край, так и оставить его в первозданной красоте.