Больше рецензий

pilotus

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 марта 2014 г. 17:01

113

4

Идентификацию «Герой поневоле» прошел как «Станция Василиск» в миниатюре. Уж до того они похожи, словно автор решил поднять ту же тему, но с другой точки зрения. Персонаж и мир отличаются, да и субцикл «Суиза Эсмей» начинается аккурат там, где завершилось «Наследие Серрано» (по секрету: не заканчивалось), то есть Мун просто поделилась печеньем с другим героем. Так что сходство вроде как умозрительное, но такое же устойчивое, как запах, оставшийся от пирога.

Пирог был таким: женщина из провинции, мягко говоря, не страдающая манией величия, без друзей и связей, служит младшим офицером космофлота; за плечами детская психологическая травма. И вот попадает она в опалу, и отправляют её на дальний рубеж. Винтики сортировать. Там происходит вражеская диверсия и никем не замеченный до этих пор талант героини искрится светом как зеркало в ясный день.

Похоже, бесспорно. Но в деталях – все иначе. Полностью. Абсолютно. Вебер попытался скрестить твердую фантастику с социальной и подать под видом военного романа. Мун сделала упор на психологическом аспекте, раскрыть личность. Она почти не расписывает технические особенности, тактику и историю вселенной до тринадцатого колена. Возможно, все эти детали запрятаны посреди страниц Hunting Party, но глядя на общий стиль повествования, вряд ли и там кто-то всерьез озаботился нашим просвещением. Космическим боям в стиле стенка на стенку и «…тут как бахнет» места практически не нашлось. Те что есть – фрагментарны и преподносятся с точки зрения Суизы. Как и вся книга.

Развитие личности героини – пусть самого развития тут не очень-то и много – лейтмотив «Героя поневоле». События заставили её покинуть зону комфорта, очерченную и подписанную на личной политической карте Эсмей как суверенная держава «Серая мышь». Бегство в детство и обратно, археология личности, поиски друзей и рутинная работа. Вот суть двух третей повествования. Интересно? Противоречиво.

На одной чаше весов превосходно выписанный персонаж. Элизабет умудряется к каждому диалогу, любой реплике неназойливо добавить поток мыслей, чувств и самокопаний молодой женщины-офицера. Любопытно наблюдать за тем как мышь сбивает под собой молоко в масло, выплывая с самых низов – ведь прирожденным командиром и гением её не кличут. Поначалу, во всяком случае.

С другой стороны пасторально неторопливые описания событий и действий придутся по вкусу не всем. Глубокий психологизм и экшен в целом совместимы – доказано Буджолд. Мун все больше заботит носимый ветрами сомнений ялик внутреннего мира девушки. А также её ощущений.

Для романа, который почти не описывает вселенную, на удивление сильно ощущение присутствия. Элизабет обожает подробности о том, что как пахнет, где что лежит и как при этом выглядит. Скоро мы будем знать запах и цвет царапин в доке на двенадцатой палубе. Динамика языка хоть и страдает, но не задыхается в зыбучих песках подробностей.

Между делом затискиваются описания – назовем их главами-интерлюдиями, – того, как развиваются отношения с начальством, как героиня обзаводится друзьями, впервые влюбляется. Стоп. Любовной истории не будет. Она дана на затравку для продолжения серии. Здесь же романтические отношения рисуются без нажима, слабыми штришками. Подход правильный: лирика тут нужна в последнюю очередь.

В итоге, «Герой поневоле» образцовая космическая опера о становлении героя. Опуская технические подробности и тактику боев, Мун получила простор для раскрытия героя. С этой задачей она справилась превосходно.

Те, кто хотят боевика с кровью и мясом, новых фантастических идей или глубокой проработки сюжета скорее всего разочаруются. Из-за предсказуемости, логических дыр, натяжек, допущений, чересчур догадливых и удачливых персонажей и картонных злодеев. Хотя все это заметно лишь для самых въедливых читателей. В целом, недостатки в глаза не бросаются, удовольствие не портят, атмосферу наивности не создают.

Книга может раскрыть читателям новую грань military sci-fi – показать ищущего себя под началом Ареса человека, в котором легко узнать и себя.