Больше рецензий

27 июня 2023 г. 11:16

130

5 "– «Нельзя» говорят цензоры. – А «все можно» – дураки."

Возвращаться к полюбившимся книжным мирам всегда волнительно: удастся ли вновь испытать прежние эмоции? Проникнуться новой историей и героями еще больше? Собрать целостную картинку, живущую на страницах мира?

«Веревочная баллада» – повесть, действия которой происходят в королевстве Эскалот, – покоряет сердце, как и предыдущие книги автора об этом мире. Удается это благодаря сочетанию возвышенного авторского слога и закрученного сюжета, приправленного яркими и интересными персонажами. «Баллада» балансирует между историей о становлении личности и историей о мире, охваченном переменами.

1. Язык повествования.
Автор не изменяет своему стилю (и это прекрасно) – перед нами красивый текст, наполненный образностью, символизмом, ловко расставленными акцентами. Описание странствующего цирка, городских баррикад, городов – все имеет свой «оттенок». Текст динамичный – соотношение повествовательных эпизодов и диалогов не дает утомиться. Читается легко и приятно.

2. Персонажи.
Ох! Они способны покорить сердца! Думаю, каждый читатель отметит главных действующих героев – взрослеющего Оли, который учится понимать себя и окружающий мир; его отца Барте, невероятно талантливого творца, находящего в искусстве утешение своей личной трагедии; кроху Розину, искреннюю в своих эмоциях, – но мне бы хотелось сделать акцент на других, не менее значимых личностях этой истории. Куклы. Их харизма буквально просачивалась сквозь буквы и предложения – когда они появлялись в эпизодах, все мое внимание приковывалось к ним. У автора получились невероятно яркие образы, и даже некоторая стереотипность определенных из них лишь придавала шарма и очарования. Отдельно хочу отметить Живаго. До сих пор мурашки от его сюжетной линии.

3. Сюжет.
Не так прост, как может показаться на первый взгляд: да, перед нами история взросления мальчика, жизнь которого неразрывно связана с цирком отца, куклами, творчеством… Но на фоне взросления Оли мы можем видеть Эскалот времен гражданской войны, мы можем видеть революционеров и то, что с ними эта революция может сделать. Много аллюзий (в том числе исторических), много намеков, много нюансов между строк. Пожалуй, наблюдать за этой «фоновой линией» было (лично для меня) даже увлекательней. «…Трагический акт гражданской войны, гастролирующей по стране…». Здесь даже комментировать ничего не хочется: определенно стоит внимания.

4. Общая атмосфера.
Выдержана; мир гармоничный, целостный, но, самое главное, реалистичный и очень правдоподобный. Законы, заложенные в предыдущих книгах серии, продолжают работать; единая сюжетная линия, связывающая все произведения, прослеживается и дополняется.

Здесь следует сделать важное замечание: «Веревочную балладу» можно читать, как сольное произведение. Герои самостоятельны, мир понятен и раскрыт в должной мере, сюжет линейный и полноценно раскрытый. Повесть содержит несколько разноуровневых сюжетных нитей, и вы вполне можете выбрать, за какой вам хочет понаблюдать больше. Даже вне других книг серии вы получите полноценную затягивающую историю; но, безусловно, я рекомендую ознакомиться и с «Ежевикой в долине» (где центральным героем станет уже Тристан), и с «Королем под горой» (где темы пророчеств, усыпальниц и войны в Эскалоте представлены во всей красе).

Как итог, «Веревочная баллада» – завораживающая повесть, делающая акцент на личности, на взрослении, на маленькой человеческой жизни в эпоху глобальных перемен и трансформаций.