Больше рецензий

Manowar76

Эксперт

Эксперт Лайвлиба: Книжный масон

22 июня 2023 г. 10:46

299

4.5

Очередной роман из замечательного, уникального цикла "Ноосфера".
Да, в этом романе Валентинов злой. Злой к порокам. Иногда коробит от неожиданности. Даже в "Омеге", в главах про террориста Арлекина всё было менее натуралистично.
Три линии.
Алёша, киевский студент начала двадцать первого века; Ричард Макферсон, шотландский путешественник середины века девятнадцатого, путешествующий по Африке в обществе чернокожего друга; и некий, поначалу безымянный голос, размышляющий о политике и рекомендующий неплохую ретромузыку, в основном времен Гражданской.
У студента неустроенность и безденежье, попытки участия в политике, странные друзья, обиженная хачами (так в тексте) подружка.
У путешественника смертельная болезнь, географическое открытие и желание найти загадочного зверя Керит, представителя криптофауны; и голос Даймона в голове.
Голос же размышляет о невиданном существе — аполитичной политике. Мечтает о том, чтобы не было продажного парламента и криминальных ментов. Чтобы штурмовые отряды были, но никак не влияли на политику:
"

— Главная цель Десанта — защитить людей. Не только своих, всех. От преступности, от наркомании, от продажных политиков…
— От растленной западной культуры, — Алёша вздохнул, — От дегенеративного искусства, от однополых браков и гамбургеров. Надо сохранить национальную идентичность перед лицом всемирного глобализма…
— А что — не надо? — Хорст, резко очень. — Алексей, ты же все понимаешь. Реально!..
— Понимаю. На третьем курсе проходили. Если строишь концлагерь, сначала отправь туда бомжей. Город чистый, жители радуются. Потом — гомосексуалистов, затем — цыган."

Рассуждения на тему будущего Украины:

"— Вы, Алексей, не учитываете два фактора. Первый — внешний. Штаты — и те от расклада сил в мире зависят, а мы точно — не Штаты. В близкой перспективы возможны… Скажем так, серьёзные и быстрые перемены, которые могут и нас… Накрыть.
— В смысле… Война? С кем?!
— Перемены — не только война… Но и она тоже — как некая гипотетическая вероятность. В Европе не воевали шесть десятков лет, забыли, поросли жирком… Если начнётся, будет не трагедия — катастрофа."

Прекрасный роман с крайне неожиданным финальным твистом, более или менее оправдывающим все людоедские рассуждения о необходимости концлагерей и эскадронов смерти.
На этом моё знакомство с уникальным циклом "Ноосфера" закончено. Обязательно вернусь к нему еще!
А сейчас у меня впереди несколько трилогий "Аргентины".
9(ОТЛИЧНО)r90-x-green.png

Подписывайтесь на мой канал Яндекс.Дзен

Комментарии


у меня впереди несколько трилогий "Аргентины".

Года три назад прочитала первую - восторг. Потом как-то отвлеклась, и выход следующих частей прозевала(((. Теперь уже они у меня есть, а руки никак не доходят. Беда...


Очень зря не дойдут!
Даже выложу свой отзыв на цикл, для Вас:

Совет желающим почитать цикл: не начинайте со «Сферы». Слишком необычно, может отпугнуть. Конечно, если Вы такой горячий поклонник Валентинова, Вам мои советы не нужны, а «Сферу» Вы прочли в «коричневой» серии ещё в 2003-м, как и я.

Начинать лучше с любого из «сюжетных» романов цикла, будь это «Флегетон», «Омега», «Нуар», «Филибер» или «Даймон».

Каждый из романов предлагает отличный сюжет, написанный прекрасным литературным языком. Да, в каждом из романов так или иначе автор касается вопросов «попаданчества». Герои оказываются в необычным мирах и ситуациях благодаря одному из инструментов, тщательно проработанных автором: Гипно- и Ноосфера, DP-watchers, и Q-реальности, генерируемые Q-чипами.

Честно, чрезмерная подробность технологий и нюансы «погружений» местами обескураживают. На самом деле, все эти пляски вокруг погружений — одна огромная, развернутая на весь цикл метафора эскапизма, вызванного теми или иными причинами: смертельной болезнью, любовью, несбывшимися мечтами или просто желанием оказаться в другом времени и месте. Зачастую эти вставки оформлены в виде лабораторных журналов, но всегда плотно интегрированны в текст и «сюжетную» часть романов — просто пропустить теорию не получится.

Если же обратится к собственно сюжетам романов, то тут всё прекрасно:

«Флегетон» и «Капитан Филибер» — два одинаково мощных высказывания о Гражданской Войне. Даже по тому, что этой эпохе уделено два романа, написанных с перерывом в семь лет, видно, как эта тема важна для автора. Автор, особенно в «Филибере», ненавязчиво полемизирует с «Тихим Доном».

«Нуар» — одновременно дань заглавному жанру и «Касабланке» и оммаж всем романам про войну и шпионов/разведчиков.

В «Омеге» три линии — Ад, Рай и Чистилище. Основной, как и у Данте, я считаю Ад, где капитан Арлекин борется в Крыму против оккупантов, захвативших родную землю. Речь, правда, про НАТО. Отличная партизанская вещь.

«Даймон» — это ностальгия по приключенческим романам Хаггарда и Буссенара, с небольшим кивком в сторону Гумилёва. Приключения в Африке и подготовка к теракту в современности.

Ну а если втянетесь, проглотите и ностальгически-археологически-экспедиционное «Созвездие Пса», и психоделическую «Сферу».

Для кого я это пишу в 2023-м году, кому рекомендую? Книги откровенно для «мальчиков». Причём узок их круг. Чтобы получить от цикла удовольствие, надо быть достаточно начитанным и эрудированным, и желательно, хотя бы краешком, застать СССР, что подразумевает некоторый возрастной ценз; при этом разборчивым в чтении, не погрязнувшем в бесконечных циклах-жвачках на автор.тудей , а также до сих пор не прочитавшим этот цикл. Но вдруг кому-то пригодится.

«Ноосфера» — безусловно, явление в русскоязычной фантастике, крайне рекомендую.

10(ЯВЛЕНИЕ)