Больше рецензий

19 июня 2023 г. 16:24

123

1.5 Когда не умеешь вовремя остановиться...

Где тонкая грань между откровенным паразитизмом на чужой работе и данью уважения истории, которую следовало бы дополнить?

Все спойлеры скрыты!

Данная серия приквелов является прекрасным примером того, что нужно уходить на пике, а также что фанфик никогда не встанет на один уровень с оригиналом. Фанфик этот, я хочу сказать, неплохой, во всяком случае первые три книги не вызывали у меня сильного отторжения и негативных эмоций. Слог вполне неплохой, история связная, герои более-менее обрисованные. Вроде и похвалить нет желания, но и ругать не за что. Не шедевр, конечно, но вполне читабельно.

Однако я хочу уделить внимание именно последней книге. Пойдём по порядку.

Сюжет. Вот здесь явно чувствовался тот факт, что это всё-таки фанфик. Пусть и официально изданный, но всё же фанфик. Опираясь на прочитанное, смею предположить, что автор всё-таки не обладает особой фантазией и в данном случае он лишь играл роль редактора, который смог собрать из набросков и черновиков Желязны какую-то историю. Однако любой источник, кроме человеческой фантазии, однажды исчерпается, и, похоже, после третьей книги это и произошло. Такое ощущение у меня сложилось потому, что трилогия была похожа на историю, собранную из частей и немного додуманную и доведённую до ума. Чувствовалось, что многие сценарные приёмы без зазрения совести заимствовались из оригинальных книг, при чём часто не к месту (отсылка и дань уважения или паразитизм?).

Четвёртая же книга оказалась особенно сырой, непродуманной и как будто состряпанной наспех. Сюжетные линии уже совершенно потеряли смысл, "неожиданные" повороты и новые задачи и проблемы добавлялись как будто лишь ради того, чтобы растянуть книгу, мотивации высасывались из пальца. Честно, большая часть книги вообще могла бы быть выброшена в мусорное ведро и заменена чем-то другим, и история ничего бы не потеряла.

И всё-таки, давайте вспомним, что главной задачей этих книг являлось закрытие сюжетных дыр, однако что же она в свою очередь делает? Да, она создаёт лишь новые сюжетные дыры. Не буду спорить, некоторые вопросы из оригинала и правда получили здесь ответы, но ещё больше появилось новых вопросов. И я могла бы предположить, что автор планировал ответить на них в продолжении, т.к. он планировал продолжить серию. Однако многие из них преследуют меня ещё с первой книги и очень было похоже, что на эти дыры он просто забил. В спойлерах приведу примеры и буду очень признательна, если кто-то сможет дать мне ответы хоть на какие-то из этих вопросов. Я не отрицаю, что могла чего-то не понять из-за невнимательности или забыть о чём-то.

спойлер

Тут спойлеры ко всем 4 книгам. Это лишь примерный список вопросов, которые я смогла вспомнить:

1. Откуда псевдо-Локе из второй книги знал что-то личное про Фреду, чем смог убедить её в том, что он настоящий?

2. Каким способом Теллопс использовал Фреду? Я помню, там говорилось, что он хотел с её помощью найти остальных членов семьи, но сам процесс вызывал много вопросов. Там буквально описывалась комната, которая вроде как олицетворяла разум Фреды и они вошли в неё, и услышали её плач. Самой Фреды там не было, а потом через карту они её вытащили из какой-то тюрьмы и спокойненько ушли оттуда. Можно это хоть как-то объяснить?

3. Зачем надо было рисовать карту на спине Блейзе? Можно же было просто одежду использовать...

4. Самый большой вопрос без ответа. Что именно пытался сделать лорд Зон, похищая сыновей Дворкина? Он ведь проводил какой-то ритуал с их помощью, открывал эти окошки. А ещё он искал именно Оберона. Так зачем всё это было то??? На этом буквально строился первоначальный сюжет книг.

5. Что с кольцами? Да, нам сказали, что они от фейнимов (если правильно помню название), но это так ничего и не объяснило про них, а дало только больше вопросов. Все ли кольца обладают одной и той же силой? Как потом двое из них стали мечами? Как они связаны с Делвином? Да и вообще, с этим Делвином в оригинальных книгах много вопросов было связано, которые здесь даже не попытались объяснить.

6. Те же самые фейнимы. Вообще про них ничего не понятно. Зачем они насылали то чудовище в этой книге на Оберона? И чего они вообще хотят? Один из них после схватки Оберона с тем монстром пытался его куда-то увести. Зачем? И, то что меня беспокоит больше всего, как они могли существовать ДО Хаоса и Порядка? Буквально, им же просто негде было бы жить. Плавали во тьме?

7. Зачем Образ создал копию Оберона? Которая впоследствии и пыталась убить самого Оберона. Зачем? Образ же связан с Обероном, они на одной стороне. Да даже если учесть, что эту копию враждебно настроил уже Эйбер, всё равно сам факт её создания не имеет смысла. В пятикнижие Мерлина все созданные копии имели свою задачу, они создавались с какой-то целью, потому что создание и поддержание жизни копии стоило сил Образу.

8. Почему Дворкин пытался убить Оберона после того, как создал Образ и очнулся в его центре? Буквально, почему? Это не было секундное недоразумение, они дрались минут 15, и всё это время Дворкин не узнавал собственного сына и вёл себя совершенно неадекватно. Почему? Корвин оставался адекватным после создания Образа.

9. Когда Дворкин успел подраться с Теллопсом, пытаясь освободить Фреду? Вот этот момент я прокручивала в голове много раз и так и не поняла. То есть, Дворкин на глазах у Оберона создаёт Образ, и знать не знает что там с Фредой. Потом Оберон некоторое время плавает в пустоте, потом оказывается на земле и находит Образ, в центре которого без сознания лежит Дворкин. Логично предположить, что он там без сознания именно после процесса создания Образа (большая нагрузка, всё такое), потому что земля (пространство, тени) должна была появиться сразу после создания Образа, а значит всё то время, пока Оберон плавал в пустоте, ему просто казалось, что прошло много времени, а на самом деле это длилось до тех пор, пока не закончил Дворкин. НО! потом, когда Оберон подходит к Дворкину и будит его, оказывается, что он знает, что Теллопс похитил Фреду и даже пытался её спасти! КОГДА? В какой момент??? И даже если так, то как и почему после схватки с ним он оказался без сознания в центре Образа? Да тут вообще нет смысла!

10. Про Рембу много вопросов. Почему тут она называется совсем по-другому? Это явно она, т.к. описание точь-в-точь. Но название совсем другое, тут даже на перевод не спишешь. Оберону говорила их королева, что Ремба существовала много веков, но как такое возможно? Образ был создан всего три года назад, а значит, и Ремба вместе с ним. И почему Образ, по словам той королевы, ослабляет Рембу и их магию? Буквально, почему? Это же ближайшая Тень Амбера, значит Образ должен быть его естественной частью.

11. В конце говорилось, что кляп и завязанные глаза мешают связаться по карте. Это спорный вопрос, но я лично считаю, что нет, не мешают. Ведь кто-то из оригинала (уже не вспомню кто и когда) разговаривал по карте мысленно. Да и вообще, карта - это связь с сознанием, это не скайп. Отличным доказательством служит слепая Виола (Вайола?), которая в оригинале спокойно общалась по карте. И если открыть сознание человеку, то можно с ним говорить и видеть его, даже если рот и глаза закрыты. Ну или как минимум, он то точно будет тебя видеть. Ему то как это помешает? А Дворкин утверждал, что это помешает связаться, просто можно почувствовать, что человек жив.

12. Сны Оберона, где он может переноситься в другие места, всё чувствовать и разговаривать, и даже действовать. Собственно, это и есть вопрос. Что это за херня? Почему? Я понимаю, может, мне уже не стоит удивляться таким вещам в мире Амбера, но блин, нельзя просто так, на ровном месте дать герою магическую способность и никак это не объяснить! При чём, всегда это работает по-разному: то его не слышат другие люди, то его слышат, то он не может ничего делать во снах, то он может действовать и даже убивать людей. Хоть какая-то логика есть в этом???

13. В какой-то момент говорилось, что лорд Зон использовал семью Дворкина, чтобы отвлечь короля Утора и захватить власть. Вот тут вообще ничего не понятно. Как именно он их использовал то? Король Утор пошел на них войной из-за того, что они создали Образ и другие Тени, а этому Зон никак не способствовал. Это просто было стечение обстоятельств. А тут он выставляется как какой-то гениальный манипулятор.

свернуть

Дальше в спойлерах хочу немного поговорить о сюжете, разбирая примеры.

спойлер

Как я уже сказала, сюжет этой, последней книги вообще никуда не годится. У меня всё время было чувство, что автор просто изо всех сил старался написать хоть что-то, чтобы растянуть книгу. По-настоящему важный и нужный момент был только один в самом начале, когда Оберон случайно создал копии Образа в Тенях. Это кое-что объясняло и давало нужные нам ответы. Но всё остальное вообще не было нужно. Попытка поженить Оберона - нужна ли? Нет, вообще нет. Это ни на что не повлияло, в итоге свадьбы не состоялось и это вообще ничего не изменило. Просто несколько глав мы ужасались, какая же она некрасивая и как же Оберон не хочет на ней жениться.

История с Рембой - нужна ли? Тоже нет, потому что ничего нового мы не узнали вообще. Это было бы интересно, если бы сюжет реально был бы как-то с ней связан, нам бы дали какие-то новые описания Рембы, может больше бы рассказали про этот мир, ввели бы новых персонажей и как-то реально с ними взаимодействовали. А по итогу что это было? Оберон несколько раз очень хорошо потра*ался, а ещё их королева сначала хотела его убить, а потом передумала. И... всё. Да, она вроде как давала нам немного новой информации об этом мире, но информация очень спорная, о чём я писала в предыдущем спойлере.

Нужна ли была история с воскресшим Эйбером и Изадорой? Вообще нет. Она абсолютно ничего не дала: Эйбер воскрес, наслал Изадору на Оберона, пару раз подрались, Дворкин в итоге освободил Изадору от заклятий Эйбера и она опять убила Эйбера. В ноль вышли, короче. Ничего нам эта сюжетная линия не дала, просто растянула книгу. Да и вообще, воскрешение мёртвых героев, особенно злодеев, это такой глупый, устаревший приём, который и применять то должно быть стыдно.

И, моё самое любимое, история с мечом. Нужна ли? ВООБЩЕ НЕТ. Настолько скучной, бесполезной и высосанной из пальца сюжетной линии я, наверное, никогда не встречала. Внимательно. Оберон, который, я напоминаю, король, решил поставить свою хотелку превыше интересов и безопасности всего королевства и, даже не подготовившись, отправился вслепую в логово врага, просто чтобы украсть меч, которым ему захотелось обладать. То есть тут вообще наитупейший поступок из всех возможных, не поддающийся никакой логике или здравому смыслу. В этом мече не было никакой необходимости, он просто его захотел. И всё. Это вся причина. И он, подвергая опасности своего брата Коннера, всё своё королевство, а также самого себя (что не менее безответственно, т.к. он - король), он, никого не предупредив, никак не подготовившись, идёт на самоубийственную миссию ради...? Чего??? Вы только подумайте об этом! Свейвилл, узнав, кто украл его меч, мог развязать войну с Амбером из-за этого! Т.к. этот меч был ему очень важен, это был символ его силы и власти, к тому же он был особенный, практически единственный в своём роде. И всё это, цитата: "чтобы ударить его по носу". Это так глупо и вообще нафиг не оправданно. Ну неужели нельзя было просто дать ему нормальную мотивацию, раз уж ты решил растягивать книгу. Например, на Амбер надвигается какой-нибудь монстр, по типу того, из начала книги, и победить его может только этот меч. Ну что проще то? Ну что это за сценарная лень?

свернуть

В общем, вы поняли. Весь сюжет этой книги - неоправданные попытки наклепать побольше глав. И при всём при этом, все эти сюжетные линии вообще никак не связаны между собой, любую из них можно спокойно выкинуть и ничего не изменится. Это просто как будто мини-игры, где герой что-то делает, но у этого нет никакого смысла, это ни на что не влияет и никак не раскрывает ни героев, ни мир. Просто какие-то маленькие истории, идущие друг за другом и не обладающие никакой сюжетной глубиной, не имеющие никаких последствий и даже причин. И это так обидно! Ведь, когда ты пишешь приквел к такой большой серии, это буквально кладезь идей и возможностей. Можно было бы столько всего придумать! Так много прописать интересных связей, дать ответов на вопросы и пасхалок! Но это - зря потраченное время. Некоторые фанфики лучше, чем "Тени Амбера". И это мы ещё про героев не начали говорить...

Герои. Данный последователь перенял всё худшее от оригинала. Героев тут слишком много, и раскрывать их - непосильная задача для автора. Видимо, это судьба мира Амбера - носить на своей земле самых картонных героев в мире. Ладно, может, я драматизирую, и всё-таки тут есть некоторое раскрытие героев, но очень незначительное. Спустя 4! книги я до сих пор толком ничего не знаю даже про главного героя. Опять же, мне кажется, Оберона Бетанкур списал с оригинала - Корвина. Потому что тут по сути можно взять любую его фразу, любой поступок, и приписать Корвину, и это будет выглядеть нормально. Оба одинаково сухие, чёрствые, лишь изредка показывающие, что они всё же люди, а не роботы. И вот здесь это выглядит максимально нелепо, ведь в оригинале эту сухость и отстранённость Корвина можно было списать на то, что ему много веков. А здесь, Оберон такой просто потому, что... он такой. Резкая смена места жительства, ужасная смерть близкого человека прямо у него на глазах, и абсолютный резкий переворот в жизни, когда он узнаёт шокирующую правду о себе и своей семье, понимая, что ему так долго лгали, всё это он воспринимает... нормально. (не примите за спойлер, это всё выясняется в первой же главе, к тому же я писала тут без конкретики).

В общем то, что Корвин, что Оберон, я могу сказать одно. Я не знаю, кто они такие. Не знаю, о чём они мечтают, к чему стремятся, чего боятся, какие у них травмы, что они любят, какие привычки и т.д. и т.п. И про остальных персонажей я могу сказать то же самое. Все они обладают одной, в лучшем случай двумя какими-то общими, расплывчатыми характеристиками. А уж о развитии и росте героев тут и говорить нечего. И это очень обидно! Ведь в оригинале Оберон всегда был очень загадочным и закрытым персонажем, про которого мы вообще ничего по сути не знали. И это идеальная возможность, чтобы объяснить, почему он такой, как он стал таким закрытым и сухим, каким он был, как жил до всего этого. Но, увы...

Итог. Что ж, я могу сказать про все эти приквелы одно - читайте, только если вы настоящий фанат Желязны. Может, вам и понравится, но простым смертным, как я, которые не были в восторге от оригинала, это вряд ли зайдёт. И речь не только про последнюю книгу. В целом, во всех четырёх книгах есть сюжетные дыры, какие-то ляпы, пустые персонажи, которые вовремя тупят в угоду сюжету. Да и чувствуется, что пишет совсем другой человек, и я даже не про слог. Многократно Бетанкур брал для своих книг что-то из оригинала, при этом вообще не вдумываясь, совал это туда, где это не имеет смысла. А если вы ждёте, что тут будут какие-то гениальные объяснения сюжетных дыр из оригинала, какая-то очень крутая подвязка прошлого к настоящему, какие-то объяснения и раскрытие героев и мира, то... нет. Ничего особо интересного вы тут не найдёте. Неплохая история, если не судить предвзято, если не сравнивать с оригиналом и воспринимать отдельно, и если не читать последнюю книгу.
Открыта для адекватных дискуссий :)