Больше рецензий

19 июня 2023 г. 11:40

84

5 Спойлер «Но, боже милосердный... Ведь так не делают!»

Смерть здесь не для наших слёз.

Гедда Габлер не нравится читателю или зрителю с самого начала. Надменная и жестокая красавица, которая страдает от скуки в браке с нелюбимым мужем, за которого вышла замуж то ли шутки ради, то ли от безысходности. Живой ум Гедды требует реализации. А у общества 19 века для женщины сценарий жизни один: замужество и материнство, что героиню явно не устраивает. Жизнь в тени мужа - не для Гедды. Она в большей степени дочь своего отца - генерала Габлера, нежели чья-то супруга. Не зря драматург оставляет своей героине в имени девичью фамилию вместо фамилии мужа: в ту эпоху неслыханная дерзость.

Гедда умеет ловко обращаться с оружием и ездить верхом, а ещё плести интриги. Ей движет желание иметь власть над чужими судьбами, стремление стать причиной чьей-то трагедии, чтобы хотя бы таким извращённым способом оказать хоть сколько-нибудь ощутимое влияние на жизнь.

Безусловно, есть способ бросить вызов обществу более созидательный. Его Ибсен тоже показывает на примере другой героини. Вот только всё равно придется оставаться на вторых ролях. Быть музой, но не творцом. И самое главное, он невозможен из-за внутреннего противоречия Гедды: она жаждет свободы действий, но не может в открытую пойти на конфронтацию - ей всё же важно положение в обществе и статус. Отец воспитал её фривольно для девушки, но не забыл внушить соответствующие времени страхи и опасения. И этот внутренний конфликт пожирает героиню день за днём, превращая дерзкую красавицу в Медею.

Сначала Гедда убивает чужого ребенка (как репетиция главной трагедии) - она сжигает рукопись, дело всей жизни другого человека. Оказавшись же сама на месте загнанного в клетку зверя, Гедда Габлер убивает себя вместе со своим нерождённым ребёнком.

Финал. Самоубийство героини. И нам остаётся лишь повторять за другим персонажем: "Ведь так не делают!"

Потому что избалованные нарциссичные девочки не убивают себя. Потому что, если это случилось, то это уже не обычный каприз и блажь, это идея, за которую умер человек. И все дерзкие ужасные поступки этого человека обретают иной смысл, если он и от самого себя требует такую высокую цену.

Мария, Эрих и Ремарк