Больше рецензий

10 июня 2023 г. 16:34

799

5

А. П. Чехов "Дядя Ваня".
Пьеса была рождена из "Лешего", рассказов Чехова. Постоянная тема Антона Павловича звучит сильнейше: унылое, скучное существование людей, которые могут и должны привносить в мир знания, делиться опытом, но живут по-иному. Такую жизнь писатель наблюдает в провинциальной России.
Астров Михаил Львович вызывает уважение. Отдаёт силы общественному благу, умён, трудоголик. Понимает, что жизнь в имении-бесцветная. Находиться в таком состоянии он не хочет, но...попивает. "Да и сама по себе жизнь скучна, глупа, грязна... Затягивает эта жизнь. Кругом одни чудаки, сплошь одни чудаки; а проживёшь с ними года два-три и мало- помалу сам, незаметно для себя, становишься чудаком", "...мозги на своём месте, но чувства как-то притупились. Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого я не люблю...". Как скрасить подобное? Занят лесами, даже награды имеет. Издавна влюблён в Елену Андреевну. При этом видит её бесцельное бытие: "Она прекрасна, спора нет, но...ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой-и больше ничего. У неё нет никаких обязанностей, на неё работают другие...Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою". "... нашу жизнь , уездную, русскую, обывательскую, терпеть не могу и презираю её всеми силами моей души". Он понимает, что Елена Андреевна не глупа, но в 27 лет уже "опровинциалилась". Она видит тоску окружающего, но ничего не делает для её исправления. Занята мужем, который намного старше её. Он пишет научные труды по искусству, постоянно жалуется на подагру. "Среди отчаянной скуки, когда вместо людей кругом бродят какие-то серые пятна, слышатся одни пошлости, когда только и знают,что едят, пьют, спят...",- говорит, сама ведя такую же жизнь, не сопротивляясь.
Так,может, Астров не прав: Елена Андреевна живёт ради супруга, находясь с ним, поддерживая морально, своей заботой облегчает ему дни?..В конце концов, не всем деревья сажать или детей рожать...
Елена Андреевна очень напоминает Машу из "Трёх сестёр". Молчаливы, сдержанны, умны, воспитанны, но внутри них кипят бури, всем невидимые. "А что если взять и улететь вольной птицей от всех вас, от ваших сонных лиц?" (Неслучайно Ирина Мирошниченко так великолепно играла Машу в "Трёх сёстрах", после в "Дяде Ване" Елену Андреевну: суть одна).
Астров объясняет Войницкому: "Ты не сумасшедший, а просто чудак. Шут гороховый...нормальное состояние человека-это быть чудаком". Тут же: "Во всём уезде было только два порядочных интеллигентных человека: я да ты. Но в какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все". "Чувства как-то притупились. Ничего я не хочу, ничего мне нужно". В рассказах Чехова, ой, как часто идёт речь о том, что именно обстановка угнетает, калечит любого! ( Вспоминаю гениальный рассказ "Случай из практики", где доктор Королёв размышляет об этом).
Михаил Львович приходит к заключению, что прикладывать усилия, меняя привычки, образ жизни людей, бессмысленно. Свои силы стал отдавать лесам, где можно достигнуть перемен, при этом не быть "чудаком". Но почему не уезжает туда, где нет этого застоя?... Соня видит особенность Астрова, его усилия:"...каждый год сажает новые леса, и ему уже прислали бронзовую медаль и диплом". "Я его люблю уже шесть лет, люблю больше, чем свою мать... Это такое страдание! У меня нет никакой надежды, нет, нет!"
В кабинете Войницкого Астров "подходит к карте Африки и смотрит на неё". Важная это деталь-намёк Чехова, которым восхищался Горький. О чём думает при этом Астров? О том ли, что есть мечта, к которой надо стремиться, о том ли,что есть опустыненные места, без деревьев, и там люди живут...возможно, беспошло... Нельзя забывать, что карта висит в кабинете Войницкого, который управляет имением. Зачем повесил её? Мечта о большом, о том, что где-то далеко, но этого не достигнуть, или попытка стремиться к этому есть и у него?...Астров ведь совсем не стар, как говорит. Ему 47 лет, время, когда есть опыт, навыки и, возможно, желания-твори во благо, учи новое поколение, но он просто сажает деревья, будто прячась за их стволами от иной жизни. Зря жалуется: его леса перейдут в будущее, а значит,часть его души не потеряна на Земле.
Соня высказывает понятную для многих мысль: чтобы быть нужным, чувствовать себя нелишним человеком, надо "работать", не сидеть без дела. Но труд в её устах-это тягостное дело, которое само по себе не приносит удовольствия. Соня не одинока в мысли, что счастья вблизи нет. Это христианская догма: лишь на Небе человек будет спокоен, получит долгожданное. Чеховские герои во множестве "живут впереди", не в сегодняшнем.
"..мы увидим небо в алмазах",- Соня Войницкому ( те же слова у Чехова звучат в рассказе "Цветы запоздалые"). Эта эфемерность, неумение жить счастливо здесь и сейчас, каждое мгновение, получать удовольствие каждый Божий день в молодой девушке (а сколько ей лет, Чехов не пишет...), у кого-то вызовет ухмылку, кого-то отпугнёт... "Мы, дядя Ваня, будем жить. ...будем терпеливо сносить испытания, какие пошлёт нам судьба; будем трудиться для других и теперь и в старости, не зная покоя...увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную...Я верую, дядя, верую горячо, страстно... Мы отдохнём!" То есть и старшее поколение собравшихся живут "маниловщиной", без усилий, мечтой. Соне, как новому поколению, хотелось бы верить: добьётся большего, но понимаю, что вряд ли. "Я терплю и буду терпеть, пока моя жизнь не кончится сама собой",- это девушка говорит дяде, Войницкому, и ему советует поступать так же, видя,что он изнемождён после известия о продаже имения.
Чехова томило это постоянное желание других сделать лучше, быть счастливым, но где-то вдали.... В последней пьесе "Вишнёвый сад" он вкладывает мысль об этом в уста Ани.
Войницкий Иван Петрович, как и Астров, образован, умён. Неслучайно они тянутся друг к другу. Обида на то, что его Серебряков не ценит по достоинству, гложет. Войницкий видит бездействие профессора: "Человек ровно 25 лет читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве. 25 лет он пережёвывает чужие мысли о реализме, натурализме и всяком другом вздоре...", " ...я работал на него как вол! Я и Соня выжимали из этого имения последние соки; мы, точно кулаки, торговали постным маслом, горохом, творогом, сами недоедали куска... Я гордился им и его наукой, я жил, я дышал им!... он совершенно неизвестен, он ничто! Мыльный пузырь!" Тут, скорее, Войницкий не совсем понимает, что в науке не все ставят опыты, проводят эксперименты. Анализ материала требует и написание статей. Но Войницкий обижен на Серебрякова, которому верно служит. "Я был светлою личностью...проворонил время",- говорит он,понимая, что его вина в том, что не состоялся, как мог. В Елене Андреевне также наблюдает "обездвиженность": "Её риторика, ленивая мораль, вздорные, ленивые мысли о погибели...".
"Всё это мне глубоко ненавистно". Но рано или поздно накопленная энергия куда-то должна вылиться. Войницкий, схватив в кабинете Астрова пузырёк с морфием- отчаяние. Силы на исходе. Вовсе неоптимистичные слова Сони о терпении и труде "возвращают его к жизни".
Каждый из тех, кто понимают "так жить нельзя", лишь произносят недовольства, не изменяя настоящего.
Серебряков принимает решение продать имение неспонтанно: "...очутиться в этом склепе, каждый день видеть тут глупых людей, слушать ничтожные разговоры...Я хочу жить, я люблю успех, люблю известность, шум, а тут-как в ссылке",-говорит. Но, уткнувшись в бумаги, не разгребает душущую его атмосферу. По сути, бежит из имения: "Продолжать жить в деревне мне невозможно. Мы для деревни не созданы", "...надо, господа, дело делать!"
Великий Антон Павлович Чехов не может быть скучен. Он тот писатель, который вроде бы говорит о чём-то банальном, каждодневном: ссорятся, пьют, едят, гуляют, влюбляются, спят....,-но за этим вечные вопросы бытия в целом. Может, они все в одном собраны: "Быть или не быть?"...Каждый выбирает...
Спасибо, что читаете. #мысли #пишу #мюсли #литература #слово

Комментарии


Спасибо, что читаете.

И Вам, Екатерина, спасибо за рецензию! Случайно на неё наткнулась и прочитала с интересом. Но, честно говоря, мне было бы гораздо комфортнее читать и воспринимать текст, если бы были разделения между абзацами. Хотя, конечно, вполне возможно, что это моя личная проблема и озвучивать её не стоило даже из лучших побуждений.)

"Дядя Ваня" - моя любимая пьеса у Чехова. Чувствуется, что и Вы тоже любите Антона Павловича. Всегда приятно встречать единомышленников.)


Очень люблю Чехова, очень, Людмила. Вы правы. Читаю, перечитываю, переслушиваю и пересматриваю....С уважением. Спасибо.