Больше рецензий

11 марта 2014 г. 21:59

58

5

Люди не меняются, их пороки тоже, вот и этот роман Золя актуален будет во все времена.

Оглавление можно было бы составить как-то так:

Что делать, если вы хотели мужа-подкаблучника, а он оказался упрямым и неблагодарным ослом
Дети как средство получения прибыли
Родители: как можно долго сидеть у них на шее и не слазить с нее, даже если те против
Как жить припеваючи и ничего не делать
Держи друзей близко, а врагов еще ближе: инструкция по применению

Дом семьи, в которой туго с деньгами - это как пробка на дороге - место, к люди максимально друг друга ненавидят. Главные герои с молоду думают о том, как отхряпать побольше денег у друг друга, пренебрегая матерью. Она тоже хороша: полусумасшедшая, как мать никакая и такая же наследница имения: женится на каком-то садовнике, а после его смерти в любовники и вовсе находит преступника – контрабандиста, от которого рожает еще двоих. Ни дети, ни хозяйство – ничего ее не заботит, кроме чувственной составляющей ее жизни. Дети растут, как попало, Пьера, старшего сына, уже с молоду посещают мысли, что он, как законнорожденный обязан получить все состояние, никак при этом не разделив с остальными. Вообще лелеять мечту вести праздный образ жизни буржуа и ничего не делать - норма в этом романе и не такая уж редкость сегодня, правда? Пьер оказывается предприимчивее всех остальных: он понимает, что для того, чтобы ничего не делать в будущем ему придется ой как постараться, что его отличает от брата: тот считает, что вообще не обязан ничего делать.

Золя из двух зол предлагает выбирать меньшее. Герои, надо сказать, прескверные, даже гротескные, но почему-то до жути реальные. Женившись, думают, как из детей выжить побольше выгодны: одни инвестируют в образование, надеясь на будущие барыши; а в случае если нечего вкладывать – довольствуются небольшим, но стабильным доходом, полученным в результате детского труда. Дети, понятно, не все далеко падают далеко от яблони, чем жутко расстраивают родителей. Тем не менее, особенно Пьера бесит сын, который вырос врачом, и кроме науки ему, видите ли, ничего не интересно.

И все бы ничего, но тут все получают шанс разбогатеть: в стране проходит череда восстаний, и в своем маленьком южном городе все получают шансы осуществить мечты. А так как желающих ради роскоши и вкусной жратвы спалить полгорода хоть отбавляй, начинается нешуточная борьба…

Как удивительно получается: честолюбие и зависть – главные топливные резервы Ругонов, благодаря которым можно взлететь вверх по карьерной лестнице – это почти ничего не значит в борьбе к завоеванию положения в обществе и богатства. Но если добавить хоть искорку хитрости к этим качествам и призвать на помощь его величество Случай, вуаля: получается вполне эффективный механизм, просчитанный алгоритм действий, в котором другие, как мнимые друзья, так и простые обыватели становятся либо жертвами, либо союзниками, либо попросту орудием. Звучит грустно и устрашающе, но у Золя получилась какая-то трагикомедия из всего этого - с ряжеными вояками, псевдогероями, дутым патриотизмом. Это балаган, в котором если не понравишься толпе, то просто закидают помидорами.

Хоть и преобладают туповатые герои, есть те, на ком глаз отдыхает: обедневший маркиз со своими интригами, которому просто скучно жить на мансарде на правах приживалы и жена главного героя Пьера – Филичете, весьма мудрая, терпеливая женщина, которая по храбрости и уму превосходит мужа в разы, но как и все верные жены, упорно, с энтузиазмом, на протяжении всех лет брака тащит мужа на пьедестал. И их семейной идиллии можно только завидовать – говорю без иронии. У них бывают стычки, но у кого их нет? Я лишний раз убеждаюсь: неважно насколько люди разные, важно чтобы они хотели одного и того же от жизни. Это сплачивает людей на всю жизнь куда сильнее происхождения, общих увлечений, умственных возможностей и прочих глупостей.

Дальше...

Дальше спойлеры, никак без них.

Глядя на судьбу Аделаиды, матери семейства, Сильвера, ее внука и Мьетты, возлюбленной Сильвера задаешься вопросом – как далеко стоит заходить ведомому своих желаний. Аделаида осталась одна в нищете – вот ее удел страстной любовницы, плохой хозяйки и матери. Она жалела о своей судьбе – иначе не пыталась бы разлучить Сильвера от Мьетты, точнее предупреждала, ей просто не хватало слов, чтобы объяснить, как губительна была страсть в ее жизни. С другой стороны, искреннее влюбленные перед смертью так и не познали друг друга – и это тоже трагедия. Видимо, влюбленным правда дается только день, только миг, когда у них все получается и если пройти мимо, проигнорировать этот момент все дальнейшее может просто совсем иначе.
Если мыслями и поступками Аделаиды движет чувственность, Пьера - честолюбие, то Паскаля, - медицина, наука, и только: он не женится. И тут, на секундочку, тоже моральным качествам не много места остается – у него была возможность лечить бабушку – он этого не делает, скорее всего, он занят более важными опытами, способные привести к открытиям. Когда Аделаида бьется в предсмертных конвульсиях – все, что есть в его взгляде – это интерес. Ни жалость, ни сострадание – только интерес ученого и наблюдение. Все. И это как ничто другое роднит его со своим аморальным братцем. Да, он не способен с ружьем и коварством отстаивать свои мечты, он лечит бедных – но все это потому что его страсть не требует подобных жертв.

Как-то Флобер сказал, что госпожа Бовари – это он. Друзья, в таком случае Ругоны - это мы.