Больше рецензий

11 марта 2014 г. 12:03

110

1

В детстве я очень прохладно относилась к Агнии Барто, и не могла понять, почему же она мне так не нравится. Сейчас я прочитала и переосмыслила то, о чем она пишет.

Стихов у неё много, даже слишком. И от её стихов не веет пониманием и добротой, наоборот, они постоянно говорят о каком-то долге, который должен выполнять каждый человек, в том числе и ребенок. При этом сама личность ребенка игнорируется. Ребенок должен много работать и показывать какие-то результаты, а то, что в его голове никому неважно и не является чем-то интересным. Мне кажется, что за всеми этими стихами скрыта такая идея: детей надо научить вступать в успешную самоорганизацию (старшие помогают младшим) и спокойно самоустраниться. Взрослые выступают в качестве контролеров и надзирателей. Так же в этих стихах чувствуется, что ребенок должен обязательно приносить взрослым какую-либо пользу, иначе ребенок несостоятельный.

Меня возмутило стихотворение "Невидимая кошка", где мальчик Вова (положительный персонаж) помогал переучивать левшу Пете. Ведь правильно быть правшой, а не левшой. WTF? Почему ребенок не может быть левшой, если такова его природа?

Возмутительно самое знаменитое стихотворение про медведя с оторванной лапой. Кажется, что в этом стихотворении сосредоточен весь трагизм русской души. Что мешает лапу-то пришить? Что мешает сшить новую лапу, если со старой что-то случилось? И что случилось с тем зайцем на скамейке? Его нашел кто-нибудь? Почему в детских стихотворениях столько невыносимой и безысходной боли?

При повторном чтении стихотворений Барто, я вспомнила, что меня мучило в детстве. Меня мучило то, что я себя ощущала каким-то стихотворением этой поэтессы. Будто я не человек, а стихотворение. И причем не самое изящное и складное.

Меня всегда удивляла поэтическая форма произведений Барто. В эту форму можно спрятать много бреда и неопределенностей, которые вызывают много вопросов. Хотя на фоне этого всего бывают какие-то просветы, и они радуют своей нейтральностью. Лучше бы эти стихотворения были никакие, чем такие, какие они есть.

В этих стихах практически не уделяется внимание межчеловеческому взаимодействию: как и между родителями и детьми, так и между детьми. Они связаны между собой обстоятельствами и экономикой, но как-то не ясно, любят ли они друг друга, понимают ли они, что такое дружба. И я не знаю, чему Барто хотела научить детей: хорошему поведению, тонкому мировосприятию, дружбе, красоте? В её стихах есть только намеки про хорошее поведение, причем это поведение внешнее, не внутреннее.

Иногда попадаются неплохие стихотворения, но их надо тщательно искать и выбирать те из них, которые не пахнут устаревшей моралью СССР.

Если появляется конфликт, то он просто каталогизируется, путей решения нет. Если что-то пошло не так, оно отвергается, вытесняется и забывается.

Очень надеюсь, что про Барто забудут. И появятся новые детские поэты.

Купила бабушка пугач,
Не отдала Сереже в руки.
– Нет, – говорит, с тобой хоть плач!
Ты слишком дерзок и горяч,
Мне не нужны такие внуки.


И ребенок будет думать, что его всегда любят за что-то, что любовь не может быть безусловной. Это ужасно же!

P.S. Стихи красного цвета.