Больше рецензий

29 мая 2023 г. 18:13

253

4.5 "Что будет с нами через месяц, через год, Коль за морями жизнь без вас полна невзгод, Распустятся цветы и вновь поникнут, Но никогда Тит не увидит Беренику."

Фанни и Ален Малиграсс - интеллигентная семейная чета с многолетним "стажем". У супругов есть традиция - каждый понедельник они устраивают в своей гостиной званые вечера, куда приглашают друзей и знакомых, преимущественно, молодёжь, с которой у них гораздо больше общего, чем со сверстниками. Среди близких друзей коллега Алена - Бернар, девушка из обеспеченной семьи - Жозе и начинающая актриса - Беатрис. Их всех связывает многолетняя дружба, а некоторых и бурные романы в прошлом. Однако, и в настоящем страсти не утихают: Бернар, несмотря на молодую супругу Николь, страстно увлечён Жозе, которая отдаёт предпочтение бедному студенту Жаку. Ален на глазах у Фанни сходит с ума по Беатрис, в которую также безнадёжно влюбился его племянник Эдуар, а актриса же увлечена только собой и своей карьерой. Клубок с каждым днём всё больше запутывается. К чему же это приведёт? А на Париж, меж тем, неотвратимо надвигается лето...
В очередной раз могу лишь выразить восхищение таланту Саган. Только ей под силу писать о грязи человеческих отношений так изящно, тонко, деликатно, с определённым вкусом, с фирменным французским шармом. Вроде тема пошлая - бесконечные измены в неком маленьком социуме, и герои ничего выдающегося из себя не представляют, и сюжет никаких неожиданных поворотов не имеет, и текст не перегружен какими-то глубокими смыслами, а при этом всё выглядит очаровательно и довольно интересно. Причём интерес вызывает именно эстетика, которой наполнены романы Саган, а не мещанская привычка копаться в чужом грязном белье. А ещё, в который раз, у меня возникло ощущение, что я не книгу читаю, а смотрю какое-то старое чёрно-белое французское кино. Хотя и не могу сказать, что у писательницы настолько кинематографичный язык.
Сюжет спойлерить не буду, он и так здесь слишком прост и предсказуем. Разбирать героев тоже не вижу смысла, поскольку при прочтении всё на поверхности. Ни их мораль, ни образ жизни, ни отношение к ней, в принципе, мне не близки. Впрочем, пока ещё ни один из сагановских персонажей не вызвал у меня полного одобрения и острого желания сопереживать. Но и дикого раздражения и негодования, по крайней мере, в данном романе, тоже. Кстати, на сей раз герои показались мне немного чеховскими: делают не то, любят не тех, много бездельничают, много выдумывают, всё время ждут от жизни ярких ощущений и любят страдать. Беатрис вообще как будто являет собой некий симбиоз Заречной и Аркадиной. Существенная разница в том, что Чехов посредством персонажей пытался донести до читателя важные в общечеловеческом масштабе идеи своих произведений, многие из которых не сразу заметны глазу. В его работах всегда есть второе дно. Антон Павлович не просто рассказывает ту или иную историю, а пробуждает в читателе желание мыслить, анализировать, искать суть, что-то менять в себе и окружающем мире. Саган же не преследует глобальные цели, не пытается посредством своих романов воззвать к обществу. Она легко и непринуждённо знакомит читателя с реалиями того времени, к которому принадлежала сама, и не требует никаких умозаключений. Просто рассказывает ту или иную историю, погружая читателя в мир чувств. По крайней мере, так это видется мне.
Роман рекомендую к прочтению. Несмотря на свою легковесность, он оставляет приятное впечатление и позволяет немного отвлечься.