Больше рецензий

NataliStefani

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 мая 2023 г. 20:55

477

4 О чести, честности и глупости, или «Том Сойер» в юбке в мире лжи и лицемерия

«Я ведь очень стараюсь быть послушной, но со мной всегда что-нибудь случается, я сама не знаю почему.»
(Койн Ирмгард. «Девочка, с которой детям не разрешали водиться». 1936 год)

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Не часто встретишь такую книгу, на которую отклики и впечатления о ней явно могут послужить «лакмусовой бумажкой», дающей представление о читателе. Повесть «Девочка, с которой детям не разрешали водиться» Койн Ирмгард, на мой взгляд, – одна из таких книг.

Ни в коем случае не претендуя на истину в последней инстанции и, тем более, не осуждая отрицательные отзывы на эту повесть (каждый видит то, что видит), хочу поделиться своим впечатлением. Любое мнение имеет право на жизнь среди множества других. И приветствуется, если речь идёт о книге: что могу увидеть, узнать и почувствовать, о том и говорю (пишу).

***
Повесть «Девочка, с которой детям не разрешали водиться» была написана в 1936 году (!) Это очень важное замечание для понимания атмосферы, в которой автор создавала книгу. Убеждённая антифашистка, осуждающая гитлеровский режим в её родной Германии, вынужденная бежать и скрываться, пишет произведение для детей (!) Именно, для детей! Ещё один важный момент. В творчестве Койн Ирмгард, признанной незаурядной писательницей такими серьезными авторами, как Йозеф Рот и Генрих Манн, «Девочка» – единственная книга для детей.

Обращение к детям, как будущему, в преддверии Второй мировой войны направлено на воспитание таких понятий, как честь, достоинство, честность, смелость, доброта и отзывчивость … Из таких «Томов Сойеров» вырастают незаурядные личности: признанные художники, писатели и герои. Удел противоположных – приспосабливаться, молчать, лгать и лицемерить.

Персонажу повести – девочке нелегко выжить в мире приспособленцев, лжецов и обманщиков. Такой она, видимо, родилась … Правдолюбка, правдорубка. «Том Сойер» в юбке. Повесть, судя по биографии автора, наверняка автобиографичная.

Действие происходит в Первую мировую войну. И это тоже – важно! Война вытаскивает на свет Божий всё, что скрывается в самых потаённых глубинах человеческой души … На эту тему художественных произведений – множество.

***
Глава первая (и самая важная) «Моё первое завещание» знакомит с главной героиней – девочкой – ученицей третьего класса и её окружением. Непосредственность ребёнка – естестственна, как сама жизнь.

Лицемерие классной руководительницы, льющей крокодиловы слёзы по поводу смерти пожилой директрисы, благодаря которой её только и держали в школе, рисует негативный образ «учительницы». А дети в классе, отреагировавшие слезами на слёзы своей классной дамы – естественная психологическая реакция не на смерть малознакомой директрисы школы, а на заплаканное лицо и покрасневшие глаза взрослого человека. Плачущий взрослый – сигнал опасности для ребёнка!

Это нечестно со стороны учителя! Манипулирование детьми. Искусственное вызывание сочувствия к тому, чему сочувствовать дети не могут.

«ʺДети, бедные дети, — сказала фрейлейн Кноль, — не надо так отчаиватьсяʺ, — и всхлипнула. Это было ужасно.»

Только один ребёнок из всего класса ведёт себя естественно: не притворяется. Главная героиня повести – девочка.

А дальше автор нам показывает, как рождаются в классе «изгои». Буллинг – распространённое явление не только в наше время: он вечен, как сама жизнь. И эгоистичные взрослые порою являются причиной детского буллинга, сами не подозревая об этом. Как фрейлейн Кноль.

Девочка не обязана была хотеть участвовать в похоронах директрисы, которой никогда даже не видела. Изображать скорбь никто не обязан – ни взрослые, ни дети. Всеобщего внимания и скорби достоин тот, кто его действительно заслужил: герои, отдавшие свои жизни не напрасно. Отношение к естественной смерти должно быть таким же естественным, как к жизни: смерть – одна из сторон жизни.

Уже с первой главы я восхищаюсь автором: её умом, мудростью, тонким восприятием жизни, смелостью, честностью и талантом.

Если детскую книгу читаем вместе с детьми, то необходимо объяснять ребёнку, о чём написала Ирмгард. Недостаточно спрашивать его о том, что он понял и всё. Он ребёнок: ему надо помочь понять, задавая наводящие вопросы. Если, конечно, не идентифицируешь себя с «учительницей» фрейлейн Кноль.

Лучше всего помнить о совете господина Клейнерца:

«Господин Клейнерц не раз говорил мне: ʺЧеловек должен быть добрым, но все же не должен допускать, чтобы его оставляли в дуракахʺ.»

А вот завещание относительно собственных похорон в столь юном возрасте господину Клейнерцу помогать составлять девочке не стоило: в жизни всё может перемениться ...

***
Приключения-злоключения девочки забавны, но в то же время, на мой взгляд, не совсем правдоподобны: они выдуманы взрослым человеком и описаны так, чтобы нам было интересно. Не могу поверить, что ребёнок может быть настолько «безбашенным».

Мы тоже были детьми. Мы тоже жили в семье и школе. Среди нас встречались разные дети … Отклонения у детей были в сторону девиантного поведения. И мы знали, из каких семей эти дети, и что живётся им нелегко …

Были и сумасбродные поступки. Но, если разбираться, то первопричина их – в попустительстве и недогляде взрослых.

Здесь же, у Койн Ирмгард, девочка словно не от мира сего. Её создательница решила людей посмешить. Это одно. А другое – носом ткнуть непутёвых взрослых в их непутёвое воспитание и обращение с детьми. А третье – в условиях войны не до воспитания детей, наверно.

Но не всё так однозначно. Повесть, лично у меня, вызывает противоречивые чувства. Хочешь-не хочешь, а будешь переносить на себя продуманные шалости девочки. И порой душа протестует, потому что ты не такая (не такой).

Некоторые шалости и шалостями назвать нельзя. Унести классный журнал и закопать его в саду, потому что в нём записаны замечания о тебе, – это уже попахивает, если и не преступлением, то нарушением Устава и правил школы. Ну, почти преступлением. И как-то всё девочке сошло с рук … Но ведь классный журнал и не должен был храниться в классной комнате, в столе и не под замком …

Взрослые сами спровоцировали детское преступление. У Льва Кассиля в «Кондуите и Швамбрании» тоже есть история с журналом – «кондуитом». Выкрасть его никто не покушался даже … Он содержался под замком!

Украсть чучело морского орла (?) из кабинета рисования и подложить в постель своей тётушке … И опять, как с гуся вода. Без последствий для девочки. Можно представить, что пережила немолодая женщина.

Да, доброй девочку я бы не назвала. Кроме внутреннего протеста, направленного на взрослых и несправедливое устройство мира, в ней ничего не зреет. Её никто не учит жить в ладу с собой и со всеми. Но учат прилежанию и послушанию, не объясняя, зачем это нужно. Вот об этом книга. Родителям не стоит удивляться: что выросло – то выросло. Виноваты сами. Не сумели. Не смогли. «От осинки не родятся апельсинки» и тому подобное. А что вы хотите, если кругом враньё?..

Под конец повести – история о влюблённости девочки, которой уже 13 лет, в театрального тенора. В общем-то, откровенно глупая история, на мой взгляд.

… Так, всё-таки, эта книга – для детей, или для взрослых? И вообще, читать ли её детям? – Если ребёнок обладает критическим мышлением, а также с целью развития такого мышления, пожалуй, стоит прочитать. Если, конечно, ему будет интересно. Нужна мотивация для чтения.

Для взрослых (моё мнение) должно быть интересно. Только вот взрослых практически перевоспитать невозможно. А поучиться здесь есть чему.

Комментарии


Ни в коем случае не претендуя на истину в последней инстанции и, тем более, не осуждая отрицательные отзывы на эту повесть (каждый видит то, что видит), хочу поделиться своим впечатлением. Любое мнение имеет право на жизнь среди множества других. И приветствуется, если речь идёт о книге: что могу увидеть, узнать и почувствовать, о том и говорю (пишу).

это нужно на каждой рецензии всем писать))))) это когда пишут в начале видео "персонажи вымышленные любое сходство совпадение и не несёт характера и так далее.


))) Ну, да. В общем-то, само собой подразумевается, что впечатление - личное, и ничто утверждаться не может.


Да , но, к сожалению, некоторые начинают накидываться, защищая автора, который так полюбился!


Ой, правда что ли?))
Но ведь у одного и того же автора что-то может нравиться, а что-то разочаровать ...
И вообще я за разные мнения: плюрализм мнений!))


В том и дело!


Игорь, не обязательно всякий раз отстаивать свою точку зрения. Главное, располагать своей точкой зрения всякий раз. И уважать чужое мнение, даже если не разделяешь его. Взгляды порою меняются. И бывает, радикально.