Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 мая 2023 г. 06:49

659

4.5 Форсаж-1967

Ты уходишь от погонь
Сквозь кордоны, сквозь огонь.
Свет в глаза, рычаг в ладонь,
Но цель твоя — химера.

А. Елин, «Химера», 2001

Крепкий, бодрый боевик made in Bulgaria-1967. Много стрельбы, женщин, погонь и решительных действий, красивых видов и черных душ. Очередной извод хитрого плана по созданию красных Пинкертонов дал замечательный плод, и я с трудом подавил желание сразу взяться за продолжение, надо же дать ощущениям отстояться! Прелесть усугубляется тем, что извод у нас болгарский, с легким налетом заграничности, однако в чем-то и свой, восточноблоковый.

Если я правильно понимаю посыл 20-х, идея состояла в создании класса литературы и кино, в котором развлекательность будет служить проводником для правильных смыслов. Естественно, с самого начала возник и так никуда и не исчез вопрос о балансе развлекательности и индоктринации. Мне показалось, что Богомил Райнов оставил для правильных мыслей совсем чуть-чуть места в своем рассказе, хотя, возможно, именно такое количество и нужно для привлечения внимания к нужным деталям.

Сюжет, естественно, классический, другим он, кажется, в шпионских боевиках и не бывает. Кто-то внедряется, иммунный ответ вызывает круги на воде, герои входят в клинч, катарсис со стрельбой и возможным хеппи-эндом. При понимании этого факта интереснее смотреть не на движение сюжета как такового, а на то, что автор считает а) любопытным для читателя б) самоочевидным.

Биография автора подсказывает, почему именно Франция стала ареной кровавых разборок между болгарскими эмигрантами (катализатором которых станет главный герой). И какой интересной и неполиткорректной видит автор эту Францию! Похвала устойчивости французских машин (в сравнении с американскими, которые опасны на любой скорости), очевидная любовь к Парижу с намеренным подчеркиванием его мрачного нутра (стриптиз непривлекательных особ, проститутки, грязь и хаотичность), младшая роль французских спецслужб на фоне американцев в своей же стране.

Путешествие начинается с Греции, которая также выведена как субъект мировой политики, место, где фильтруют беглецов из Болгарии. Фильтруют долго и тщательно. Основное средство перемещения между мирами – пароход, что в сторону Свободного мира, что обратно, в Мир за стеной.

Очевидно, думаю, что самое интересное в книге – та свобода, с которой автор рассказывает о беглецах из Болгарии (и, имплицитно, из Восточного блока в целом) в Свободный мир, о самом факте наличия таких побегов, о том, что есть подполье, которое может проникать к нам, через границу. Это несколько не соответствует стереотипу, что в Восточном блоке такие проблемы пытались не замечать. Интересно, каким вышел фильм, его и у нас показывали, надо будет выкроить время для просмотра.

Любопытно, что старший брат болгарского слона в книге отсутствует. Болгарская разведка борется с мировым злом одна, наши разве что упоминаются. Куда потом повернет цикл?

Индоктринации в книге, как уже говорилось, кот наплакал. Явно она проявляется в грустных детских воспоминаниях ГГ, светлым пятном в которых стоит 9 сентября. Неявно состоит в спасении, физическом и моральном, главным героем молодой девицы с шикарным бюстом. Читателя явно этим покупают, но покупка милая, честная, заранее объявленная.

Да, женщины. Их много, они прекрасны и все они, не только морально спасаемая девица, обладают обширным (измеряемым в дотошных сантиметрах) бюстом. Обилие, размер и внимание к бюстам уступают только обилию, размеру и вниманию к бедрам. Есть в этом что-то милое и старомодное, хотя местами это не столь забавно, сколь не совсем этично. Но справился ли тот, кто отвечал за кастинг экранизации, с высоко поднятой автором планкой в этом вопросе?

Весь этот крюшон венчает сцена ночной погони, которая отсылает нас сразу ко всем другим погоням мирового искусства. Лично мне это напомнило сцены с автомобилем из «Лезвия бритвы» (1963), такое же моральное осуждение излишней, картинной мощности современного автору автопрома с эмоциональным оправданием скорости ради дела. Ну и просто это было красиво подано и упаковано. Как говорят болгары: «Благодаря!»

Спасибо Inku за пробуждение интереса к серии

Комментарии


очень увлекательно написал, и отсылки весьма любопытные, спасибо!
читала у Райнова из этого жанра только "Нет ничего лучше плохой погоды", но так давно, что воспоминаний почти не сохранилось. как ни странно, больше запали в душу пессимистически-реалистические "Чёрные лебеди" и прелестный роман-эссе "Странное это ремесло".
надо хоть "Тайфуны с ласковыми именами" прочитать, давно в отложке хранятся.


Спасибо! Потихоньку и до следующих доберусь, надеюсь. И тебе удачи )


Ну так вроде бы Райнов специально изучал западную массовую литературу, а затем попытался использовать ее приемы. )) По-моему, получилось хорошо.
А фильмы... я посмотрела фотки в интернете и что-то не особо впечатляет кастинг главного героя. )) Не стала смотреть. ))


Посмотрел фильм 1969 года, просто, но довольно мило. Франции и Парижа, правда, нет, надписи на немецком, можно предположить, что заграницу снимали в ГДР.