Больше рецензий
16 мая 2023 г. 02:52
314
2 Спойлер И вновь книга переоценена
РецензияЧисто имхо
У меня не было завышенных ожиданий от данной книги. Я знала, что Мураками популярен, причем на удивление он популярен у совершенно противоположных возрастных категорий - у людей от 18 до 25 лет и у женщин 50+. Трижды я получила от совершенно разных людей, не связанных друг с другом, живущих в разных городах и даже странах и занимающих разное социальное положение, рекомендацию прочитать "Норвежский лес". От парня 20 лет, причем главным его аргументом было: "там есть лесбиянки!", от девушки 25 лет("ох, это очень грустная и романтичная книга") и от женщины 60+("Мураками - мой любимый автор, зря не читаете его, да и "Норвежский лес" у него хорош). И, наконец, я взялась за эту книгу, совершенно ничего от нее не ожидая. Я понятия не имела о чем она, а все эти расплывчатые рекомендации явно не могли как-то повлиять на мои ожидания. И сначала все было хорошо. Красиво, складно, интересно! У Мураками свой стиль повествования, и не то что бы он прям мне очень нравился, но он какой-то простой, располагающий читателя к себе. А потом как говорится, Остапа понесло. Понесло его с 6 главы. Мало того, что дважды в этой главе автор сделал достаточно кидающиеся мне противоречия в своем же собственном повествовании. Они не влияют на сюжет, но мне очень не понравилось, что Мураками по сути забыл то, о чем он писал. Но оно и не удивительно, ведь судя по всему автор решил выплеснуть в эту главу, да и последующие какие-то свои нереализованные сексуальные желания. И самое ужасное, что это уже третий автор-мужчина, который попадается мне за последний месяц, который строчит о том, что несовершеннолетние девочки 13 лет владеют искусством секса так, как не владеют им шлюхи с тридцатилетним стажем. Что это за фантазии у некоторых писателей - мне непонятно. А потом разговоры о сексе, сам процесс секса Мураками начал вставляться в книгу совершенно не к месту, совершенно не гармонично и даже порой сбивая с толку.
К тому же автор своим помешательством на пихании секса везде и всюду совсем забыл о самой важной вещи - создании эмоциональной связи между читателем и персонажами. Вместо того, чтобы получше раскрыть Наоко, автор впихивает сцены, как Наоко дрочит главному герою. Тоже самое с Мидори - у нее ведь тоже достаточно трагичная история жизни - но автор вечно разбавляет эпизоды с Мидори "грязными" разговорами. Настолько не к месту, настолько грубо, что на самом деле это даже вызывает отвращение, уж насколько я обычно спокойно отношусь к любым разговорам о сексе. Отвратней всего было, когда Наоко умерла, а главный герой о ней скорбел, вспоминая лишь то, как она ему дрочила. После этого совсем не хочется сочувствовать никому. Да на самом деле и не получится, потому что Мураками не создаёт связь между героями и читателем.
А ещё мне не верится, что главный герой любил хоть одну из этих двух девушек. Опять, скорее всего потому, что Мураками решил, что создаст свои 50 оттенков серого за полвека до оных(и нет, дело опять же не в описании постельных сцен и разговоров о сексе, а в смысловой нагрузке книги), но я не почувствовала особой эмоциональной привязанности героя хоть к одной из этих девушек. Опять же, в самом начале повествования(до великолепной 6 главы), я чувствовала связь Наоко и Ватанабэ, но потом автор ушел в какие-то другие степи, и эта тонкая ниточка оборвалась. Возможно, не введи Мураками в книгу Мидори, все получилось бы лучше. А так получается, что у главного героя ни с кем нормальной эмоциональной связи так и не сложилось. И, конечно, вишенкой на торте оказалась последняя глава со связью главного героя с Рэико
Вообще, честно, не уверена, что книга бы понравилась мне и в мои 18-20 лет. Опять же ввиду отсутствия смысловой нагрузки. Познать культуру Японии через эту книгу практически невозможно, понять позицию автора к каким-то событиям тоже - Ватанабэ - проводник автора, ибо повествование от первого лица - ни рыба ни мясо. Он приспособленец, который вроде бы не совсем в обществе, но и не против него, он не имеет никакой общественной позиции, и в разговорах прогибается под того, с кем общается. Ни один из героев у Мураками в этой книге не несёт особо никакой жизненной позиции, которая могла бы зацепить, вдохновить. Да по сути у них ни у кого нет никакой жизненной позиции. Персонажи либо аморфные, либо истерички(не будем показывать в сторону Мидори), либо сочетают в себе и то и другое. Книга показалась мне ни о чем. Не могу сказать, что мне прям жаль на нее потраченного времени, нет, такого книга у меня не вызвала, но рекомендовать я ее точно не буду, а от самой книги поспешу избавиться, освободив место на книжной полке для чего-то другого, несущего смысловую нагрузку и стоящего большего внимания.
Но, я подумываю дать Мураками второй (третий) шанс и прочесть ещё Мой любимый Sputnik