Больше рецензий

2 мая 2023 г. 09:58

332

3.5 Пустыни, гробницы и взрывающиеся вертолёты

Люблю книги Роллинса нежным чувством привязанности к классическим боевикам. О художественной ценности цикла "Сигмы", глубине раскрытия персонажей и их психологических перемен можно судить хотя бы по тому, что я читаю книги из него бессистемно с подходом "какое название сейчас больше понравилось", и это ничем не мешает.

"Песчаный дьявол" - это такой типичный фантастический экшн от Роллинса с кусками реальной истории, на которую накручено теорий заговора и мифологии. Мне он идеально подходит для того, чтобы отключить всякое критическое мышление и упасть в раскрытие объятия приключений бравых военных и гениальных учёных, иногда даже в одном человеке, с сотрудниками особо засекреченного ведомства на главных ролях. Написано очень кинематографично, с отбивками по времени, яркими красками в кадре и чётко выстроенной сценарной аркой.

Основной сюжет традиционно замкнут на древней тайне, обладание которой нехорошими людьми обязательно уничтожит человечество, и надо всё спасать. Но для того, чтобы спасать, надо сначала понять, в чём же заключается эта тайна, а потом найти другие тайны, которые являются ключами к той первой тайне... Ну и так далее; в глобальном смысле весь роман о том, как персонажи перемещаются по миру, собирая артефакты. Да Роллинс и сам откровенно отсылает к франшизе "Индианы Джонса" как к наиболее отчётливому образу вдохновения.

Книга разгоняется с первых страниц и бежит дальше, не сбавляя темпа, кидая в читателя всё больше и больше действия: из Британского музея на Аравийский полуостров, на базары, в пустыни, под землю - да куда угодно. Она почти целиком состоит из погонь, перестрелок и взрывов, изредка перемежаясь высокодуховными диалогами с психотерапевтическими репликами в стиле "это всё не твоя вина". И полунамёков на романтические линии, но их вполне приемлемое количество, которое не раздражает (в отличие от какого-нибудь "Венца демона", где им зачем-то уделялось две трети повествования).

Чего ещё нельзя отнять у Роллинса, так это того, что продуманный лор внутри самой книги логичен: что, откуда и куда прописано с большой тщательностью, от странной структуры Гильдии до антиматерии в воде. Следить за полётом его мысли всегда увлекательно.

Однако есть у богатой авторской фантазии недостаток, и эту книгу он тоже не обошёл стороной: из-за того, что Роллинсу хочется нарисовать больше, ещё больше ярких картинок в необычном антураже и насыпать на долю персонажей все проблемы и трудности мира, которые они героически преодолеют, иногда романы раздуваются непомерным образом. У "Песчаного дьявола" та же проблема, и в середине есть пяток глав - где-то между погрузкой персонажей на яхту и до спуска в Убар, - которые вообще не нужны ни для чего, кроме того, чтобы показать ещё десяток взрывающихся вертолётов. Третью и четвёртую части можно просто перелистнуть сразу, даже не заглядывая, и от этого ничего не изменится.

При этом начало и финал традиционно бодрые, изобилуют увлекательными подробностями, фантасмагорией и тестостероном, не без этого.

Все персонажи - чистые супергерои, только плащи не носят, причём без поправки на пол и возраст. С учётом фантастичности антуража отторжения у меня не вызывает, я в принципе глубокий психологизм с препарированием ОБВМ не люблю, а в боевиках - тем более не вижу в нём смысла.
Хотя здесь была одна трагичная фигура по имени Кассандра (обычная судьба имени, не иначе), которую Роллинс попытался многогранно и многостранично объяснить, но это как раз для меня уходит в ту часть, которую можно пролистнуть и не заметить.
ИМХО, серая мораль, переоценка ценностей и нравственные страдания нужны подобным книгам, как козе - баян.
Зато рада была видеть Кроу в роли коммандера, он мне нравится побольше, чем Пирс из последующих томов. Он весь такой окружённый шармом загадочности и аурой победителя, аж душа радуется.
Остальные персонажи архетипичны и фигурируют как набор функций, двигающих сюжет - бедуин, физик, расхититель гробниц, знаток семитских древностей, классический наёмник, etc. У половины я имена забыла сразу, как дочитала.

Это, в принципе, относится ко всему роману в целом: довольно быстро забываешь все подробности, через пару недель я едва ли вспомню сюжет, что меня совершенно не смущает. Неплохой отдых в антураже древних тайн и величественных чудес библейской эпохи, одобряю.
Ещё бы повыкидывать всё лишнее, цены бы не было, а так книга прошла по разряду "ну, читабельно, но бывало у автора и получше".

(Если бы я начала читать "Сигму" именно с этого, хронологически первого, тома, продолжила бы вряд ли. Более поздние книги не такие перегруженные лишними деталями, и по объёму меньше, что идёт им на пользу.)