Больше рецензий

29 апреля 2023 г. 19:55

371

Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль?

Знакомство с творчеством Александра Николаевича Островского, как правило, происходит в школьные годы, однако меня это событие обошло по причинам, которые сейчас уже и не припомнишь. А вот «Жестокий романс» помню очень хорошо. Поэтому ничем иным, кроме как коварством Мнемозины, я не могу объяснить радость, с которой я встретила перспективу припасть к истокам русской драматургии. Итак, начнем по порядку.
В сборник входит 4 произведения: «Гроза», «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся!» и «Бедность не порок».
«Гроза» – трагическая история жизни купеческой жены Катерины Кабановой. Угнетаемая деспотичной свекровью и не находящая поддержки в слабом и безвольном муже Катерина влюбилась в приезжего прогрессивного молодого человека и совершила с ним супружескую измену. Терзаемая раскаяньем и не выдержав давления общества, Катерина кончает с собой.
«Бесприданница» – не менее трагическая история жизни Ларисы Огудаловой, одаренной, талантливой и искренней девушки, чьим единственным недостатком было отсутствие приданого. Однако именно это решительно направило ее судьбу по несчастливой тропе. Желая для дочери роскошной жизни, мать искала для Ларисы наиболее выгодную партию. Доверившись чувствам, девушка совершает грехопадение, и кажется, что единственный вариант для нее – сделаться содержанкой. Однако ее незадачливый жених в порыве ревности ее убивает, что освобождает девушку и от давления циничного мира, и от сделок с собственной совестью.
«Свои люди – сочтемся!» – история о том, что от осинки не родятся апельсинки, а на всякого плута найдется плут попроворнее. Желая избежать долгов, хитрый купец Самсон Большов проворачивает аферу, в результате которой теряет не только все свое состояние, но и понимает, что его алчная, хитрая и бесчестная натура смогла воспитать только такое же бесчестное и беспринципное дитя.
«Бедность не порок» – на удивление оптимистичная пьеса, в которой после многочисленных тревожных перипетий влюбленная пара находит счастье, причем для разнообразия не в нищете.
По итогам прочтения могу сказать следующее.
1. Внезапно экранизации/постановки лучше.
Чтение пьес – процесс ресурсозатратный, причем ресурсы тут задействуются специфические. Лично мне гораздо проще знать наверняка, где именно персонаж нахмурился, а где его вальяжная походка перешла в стремительный бег. И при этом было бы очень неплохо понимать, что он при этом думает, чувствует, переживает. Пьеса же – непаханое поле для фантазии, и если читатель ею обделен, как я, например, то барахтайся, друг мой, и не обижайся, если понял что-то неправильно.
2. Актуальность – не всегда благо.
С некоторым недоумением встретила в аннотации к книге следующие слова: «...рвущие душу, трагические истории любви "Гроза" и "Бесприданница", в героинях которых по-прежнему узнают себя все новые поколения читательниц». Остается надеяться, что работа, проделанная Островским по обличению ханжества, невежества и заскорузлых взглядов, однажды принесет плоды, и число читательниц, узнающих себя в Катерине и Ларисе, со временем устремится к нулю.
3. Подводные камни классической литературы
Очевидно, что произведение становится классикой не на пустом месте. В случае Островского впечатление на читателя и зрителя произвели свежесть и новизна реалистичного отображения жизни общества, выпуклые характеры, острота конфликтов, неприкрытый трагизм человеческих судеб. Для меня, как ни печально, это было основной проблемой при чтении. Сейчас, когда реализм, острота и неординарные характеры льются из каждого утюга, какой сериал ни включи, для сопереживания ситуации и персонажам, давно ставшим шаблонными, требуется значительное усилие. Поэтому с точки зрения вклада в развитие драматургии я глубоко уважаю и ценю творчество Островского. Но как читатель скажу, что это было сложно и мучительно.

В целом все четыре пьесы на разный лад говорят об одном: в высказывании «Бытие определяет сознание» для героев подлежащим является все-таки бытие - безрадостное, полное интриг, предательства, манипуляций и разочарований. Чтобы это изменить, нужно либо «в консерватории что-то подправить», либо помочь сознанию повернуть синтаксическую конструкцию в свою пользу. И даже «увлекательная искрометно-остроумная сатирическая комедия "Свои люди – сочтемся!"» не смогла разогнать тяжелые думы, навеянные знакомством с этой книгой.

Книга прочитана в рамках игры "Долгая прогулка 2023", команда "Ярмарка уныния".