Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

29 апреля 2023 г. 17:50

6K

5 Камерная драма о любви и счастье.

Действие пьесы начинается снежным вечером четырнадцатого ноября 1934 года. Герман и Таня празднуют канун годовщины знакомства: слышны шутки, смех, он дарит маленький подарок, они пьют вино и мечтают, каким будет этот день через год, два, три... Какими будут они через пять лет совместной жизни? Состарятся? Герман станет знаменитым конструктором?
"Интересно, что с нами будет в тридцать восьмом?" - спрашивает Герман. И они загадывают выпить за пятилетие отношений пятнадцатого ноября 1938 года.
Пятнадцатое ноября 1938 года - этой датой озаглавлена последняя картина драмы.
Знаю, что для творчества Арбузова характерно делать свои пьесы продолжительными во времени, чтобы дать героям пройти через испытания, вырасти-повзрослеть, отыскать себя...
"Таня" - драма в двух частях, восьми картинах. Каждая новая картина - очередной прыжок во времени, очередная веха отношений и событий. Мы можем наблюдать, как меняется жизнь Тани и она сама. Единственное, что она не может сделать - отпустить свою любовь, чтобы стать свободной.
30-ые годы нашей страны охвачены всеобщим народным подъёмом: остальные герои пьесы учатся, трудятся, добиваются успехов, участвуют в праздничных демонстрациях. На их фоне Таня контрастно выделяется. При всех её талантах (музыка, готовка, чертёжное мастерство) Таня считала главным - умение любить. Любить радостно, живя интересами любимого, отдавая себя без остатка, не ведая эгоизма или расчета. Для Тани было так естественно бросить институт, когда до получения диплома оставался всего лишь год, чтобы делать чертежи Герману, внести свою лепту в его конструкторские разработки, верить в его звезду и успех. Кому-то её поступки кажутся нелепыми, недальновидными, но хуже то, что их не может понять сам Герман.

Герман. А ты… ты не жалеешь, что бросила институт? Этой весной ты была бы уже врачом: ведь тебе оставался всего год до выпуска.
Таня. Ну вот, опять! Ты никогда не должен говорить мне этого… Ведь я люблю тебя, а любить – значит забыть себя, забыть ради любимого. Целые ночи я готова сидеть над твоими чертежами, потому что твои работы стали моими, потому что ты – это я.
Герман. Но ведь не можешь ты вечно жить моей жизнью. Пойми, это скучно, Таня!
Таня. Скучно? Кому?

Уже по этому диалогу в то время, когда отношения героев наполнены новизной, а чувства свежи, можно заметить, что герои расходятся во взглядах. Герман говорит, что жить интересами любимого - скучно, а у меня закрадывается подозрение в искренности его любви. Когда такие же подозрения возникли у Тани, она ушла. Этот поступок остался непонятым многими персонажами. Куда привычнее видеть, как обиженные жёны борются за мужа, шантажируют беременностью, требуют денег на ребёнка, пытаются образумить всеми доступными средствами. Почему же ушла Таня? В пьесе она даёт ответ на этот вопрос.

Ушла потому, что слишком сильно любила. Так сильно, что не могла позволить ему быть даже немножко плохим. Об этом трудно рассказать.

Удивительная пьеса об удивительной любви. О таланте любить. О том, как жизненный опыт меняет взгляды, заставляя взрослеть. Не менее удивительно и другое: начав читать пьесу, я не могла остановиться, не дочитав до последней точки. Давно не читала с такой жадностью и желанием.

Пьеса прочитана в группах Драматургия и Книжная страна.

Комментарии


Спасибо за интересную рецензию, есть о чем подумать)

Герман. Но ведь не можешь ты вечно жить моей жизнью. Пойми, это скучно, Таня!

Эрих Фромм бы согласился с Германом, хотя не в скуке дело

Форма псевдолюбви, которая нередко встречается и часто воспринимается (а еще чаще изображается в кинокартинах и романах) как "великая любовь", это любовь-поклонение. Если человек не достиг уровня, на котором он обретает чувство аутентичности, собственного "я", благодаря продуктивной реализации своих собственных возможностей, он имеет склонность "поклоняться" любимому человеку. Он отчужден от своих собственных сил и проецирует их на любимого человека, которого почитает как высшее благо (summum bonum), воплощение любви, света, блаженства. В этом процессе он лишает себя всякого ощущения собственной силы, теряет себя в любимом человеке вместо того, чтобы находить себя в нем.

А вот Толстой как раз такую женскую любовь считал идеалом)


Спасибо за любопытную информацию!
Если рассматривать в этом ключе пьесу Арбузова, то он совместил мнения Толстого и Фромма. Ведь Таня полюбила Германа молодой неопытной девчонкой, но жизнь внесла свои коррективы. Арбузов показал нам новую Таню - смелую, отважную, с дипломом доктора и желанием спасать, Таню, которая смогла увидеть Германа другими глазами, чтобы отпустить прошлое. Уверена, что впереди у неё прекрасная жизнь.