Больше рецензий

RoxyFoxy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 апреля 2023 г. 10:43

204

1 Об особом “русском пути” Интернета, пафосе и потерянном времени

К сожалению, в последнее время мне не особо везет с нонфикшеном. Да, полагаюсь на рандом, но рандом вытягивает книги из моей же подборки, которую аккуратно и хорошенько вычищала… И мне всегда интересно начинать, всегда есть какие-то позитивные ожидания и открытость автору и книге, но получается, что получается. С этой книгой мучалась долго. Пишу эту рецензию, чтобы было больше мнений (хотя, к счастью, скорее всего эта книга пройдет незаметно) и сохранить кому-нибудь 5-10 часов личного времени (даже с диагональю эта книга заняла 5 часов!) и 1000+ рублей.

Единственное, что хочется после прочтения - забыть ее как кошмарный сон. По сути это отличный учебник о том, как НЕ надо писать книги, хвалить людей, делать документалистику, анализировать, собирать материалы для чьей-то биографии, а затем показывать его миру и еще тысяч разных всяких важных скиллов. Вот просто не надо и все.



***

1. Как выбирала книгу? Зачем?
Попалась она мне в счастливом билетеке в Уютной Кофейне, но в подборку она попала из-за того, что мне интересна история России, история Интернета, и, разумеется, от истории Рунета совсем не откажусь. По сути, Рунет - это не только мое детство, но и совершенно отличная от англоязычного нета вселенная. Вроде бы берут копикат и делают нечто уникальное, LL тому отличный пример (однако, к сожалению, все больше стремится быть похожим на галимый никому не нужный гудридс, совершенно не понимая, что единственный плюс этого сервиса - монополия, но не об этом сейчас речь).

Поэтому я с удовльствием принялась за чтение. Я никогда не слышала о главном герое, потому что ЖЖ прошло мимо меня (сначала у меня были свои локальные дневники, а потом вконтакте, ЖЖ был больше для московской “тусовочки”). Но, как и название книги, так и автор биографии представил Антона Носика не просто как блогера, а как Создателя. Сначала я думала, что это просто типа английского founder (основатель), но потом пришло озарение - смысл этого слова в этом контексте подразумевался как Бог… (ага, клиника, знаю, но тут вся книга такая).

2. Кратко о книге.
Жуткая книга, которая обещает многое, а на самом деле валит все эти обещания, поэтому лучше пропустить. Во-первых, никакой складной истории здесь не будет - только рандомные факты вокруг одной личности, которая даже не была ключевой в глобальном смысле (а если была, то у автора не хватило навыков аргументации / построения текста, чтобы показать это). Во-вторых, как биография тоже проигрышная во всех ипостасиях. Тут не только влюбленные глаза щенка на своего хозяина, если уж говорить о позитивной “предвзятости”, но и непонятные дрова. Уж лучше прочитать биографию ИЛИ же сам блог главного персонажа и из этого составить мнение.
Ни истории, ни биографии.

3. Мысли после прочтения
Я бы не стала писать разрушительную рецензию со всей аргументацией, потому что хочется просто забыть об этой книге и на свои игровые “пять копеек” уже написала. Но мне очень обидно за главного героя, потому что несмотря на то, что его “биограф” тщательно пытался спрятать под своими дифирамбами и непонятнами интервью всех и вся, реальный персонаж все-таки проклюнулся (спасибо его ЖЖ) и вкратце: такого биографа и врагу не пожелаешь. Но, к сожалению, ГГ умер в 2017 году и эта книга как попытка осмыслить его жизнь и воздвинуть памятник… так что главный герой совсем не может себя защитить, а защищать здесь есть от чего.
Опять же - ЖЖ главного героя очень рекомендую, но книгу - нет. Более того, из уважения к нему я не стала бы читать эту книгу вообще.



***

4. Почему такая плохая оценка?

Претензия №1. Без структуры, “желтый” журнализм / монография.
Последняя биография, которую прочитала, Bad Blood: Secrets and Lies in a Silicon Valley Startup by John Carreyrou, увлекательная книга про становление стартапа, который окажется очередным пузырем, и его основателях. Если не ошибаюсь, был номинирован как минимум на Пулитцера. К чему я это? К тому, что ожидала нечто на уровне этой книги, что возможно и завышенные ожидания… Но с другой стороны, come on, в последнее время русская литература, да и журналистика, очень приятно удивляют. Но, к сожалению, досадные разочарования случаются.

Итак, вся структура заключаются в главах - первая глава об этом периоде, вторая о другом, третья - дальше, но на этом все. Больше абсолютно нигде нельзя найти даже намек на структуру. А это 500 с лишним страниц о человеке, о котором никто особо не знает. Но для автора он был богом и поэтому автор считает, что вываливать на читателя абсолютно все факты, все интервью, все свои важные мысли и оценки (обычно тип оценки один: “вот посмотрите какой гений, не правда ли?”) без какого-нибудь бэкграунда, нарратива или общей идеи - это норма. Все эти разрозненные крупицы информации никак не перекликаются друг с другом. Поток сознания - очень крутой прием для художки, когда знаешь как его делать, но в документалистике это мучение.
Но автор еще относится к “интеллектуалам” и работникам креативного класса. Не знаю точно, но по-моему он даже аспиранутру закончил. Поэтому будут отголоски монографии… с непонятными цитатами, огроменными интервью и кучей больших слов. Критическое мышление же - не, не слышали, осталось где-то там далеко… Разумеется, анализ улетает в ту же трубу. А без этого представить целую эпоху или персонажа будет практически невозможно, если не делать двойную или даже тройную порцию работы (не только пробираться с мачете через эти дебри несвязаной и неактуальной никак информации, но и пытаться понять то, где никаких аргументов, кроме одного, не было и в помине).

Претензия №2. Отношение биографа к предмету своего исследования, но при этом самого главного героя совсем не видно.
Начиналось все за здравие. Как я поняла, Антон Носик очень сильно повлиял на автора сего опуса, и когда он скончался в раннем возрасте, это очень задело автора. Когда-то он даже разговаривал с ним, что он такой великий человек, что однажды захочет написать биографию про него, на что Носик ответил: “ну окей”. То есть доблестный порыв, ничего не скажешь, более того, возможно, хороший способ справляться с горем.

Проблема в том, что автор - совсем не документалист или журналист, и как я поняла, он даже не пытался научиться писать в этом жанре, а просто решил, что сможет, раз уж занимается переводами, был редактором новостей / культуры. Огромная ошибка. Почему? Потому что как читатель, ты не видишь человека, Антона Носика, а наблюдаешь за автором/биографом и его отношением к своему герою. Более того иногда это обретают воистину извращенные формы.

У меня было такое ощущение, что это писала его мама, которая без ума от своего сына, чей сын никогда ничего плохого не может сделать, кто гений чистого разума, каждый его шажок, каждая какашечка, каждая сопелька - достояние человечества. А лапки начнет у кошечек и собачек отрубать - ну это не садист, а будущий ученый, как же вы это не понимаете, быдло! И абсолютно каждое действие выводится как “ну вот, смотрите, говорила я вам, какой он необычный пророк!”. И так каждый раз, в каждой главе. Вот и весь “анализ”, который вам предстоит увидеть. Начиная с того, что весь Рунет строится на одном человеке… Очень много различных больших слов и фраз, к примеру, в одном из воспеваний автор бросается в “величайший интеллектуализм”, просто как факт и аксиома, но при этом не приводит ни одного аргумента или истории, чтобы показать в чем же таком особом проявляется этот “величайший интеллектуализм”.

Претензия №3. Очернение репутации уже умершего человека, который ничего не может ответить.
Я убираю это под спойлер. Почему? Потому что сделав свой собственный анализ личности, хоть и поверхностный, поняла, что Антон Носик был интересным человеком, для которого была норма, чтобы все его мысли и вся его жизнь была на виду. И это было еще до эпохи инфлюенсеров, когда люди уже знают, что если делаешь реалити-шоу про себя в онлайне, то нужно держаться определенного бренда и быть “лакированным”. А поскольку тогда этого еще не было, на виду был обычный человек, который не боится и словечко крепкое, и накосячить. У него было много дичи, но мне показалось, что он был хорошим человеком. Я все-таки выбираю цитаты из текста и добавлю свои мысли по этому поводу, НО оно под спойлером, потому что моя язвительность не в отношении Антона Носика, а скорее как иллюстрация к тезису: “такого биографа и врагу не пожелаешь”. Очень прошу вас, в данном случае другого не остается, не делать свои выводы о человеке из этих цитат (которые просто выпирают, когда читаешь книгу…), а если станет интересно - посмотреть его ЖЖ и сделать скидку на то время, когда все было совершенно иначе и не судить с сегодняшней колокольни.

спойлер

Замечу, книга писалась 2017-2021 году, то есть можно реально понять, насколько автор "в танке" (или tone-deaf).
О том, как он был “журналистом-основателем” нового типа медиа.
Можно о многом рассказать. Но автор решил посвятить огромную часть начала пути истории с ипотекой. В общем, когда ребята сделали анализ диванных экспертов, которые нихрена не знают, но умеют аргументировать громко и доходно, и в итоге многие люди поверили этому “журнализму”. Разумеется, это было кидалово и те, кто поверили, оказались в проигрыше. Какое отношение / оценка автора к этой истории? “Вот посмотрите, какой молодец! Делал настоящую ХАЙПОВУЮ журналистику.” И с гордостью заявляет, что молодец, мол, Антон, был прародителем постправды и фейков еще до того как это было модно. Кому нужна настоящая журналистика? Кому нужен четвертый институт власти? Кому нужна этика и принципы? Лохам, вот кому!
“Почему же Антон считал, что можно?Во-первых, вспомним ещё раз — «ржали в голос». Молодым бессемейным и бездетным богемным интеллектуалам, снимающим за гроши комнатушки в старом Иерусалиме, были совершенно чужды проблемы ипотеки: сами-то они брать её не собирались, живя совсем другими интересами.Во-вторых, таким образом проявилась его природа трикстера.”

Не чужд был Антон юмору. Поэтому из абсолютно всех его миллионов слов, что наверняка пылятся сейчас в интернете, автор решил выбрать такой пример юмора:

“И приехал в Москву навестить маму уже в августе 1992 года. О чём и написал юмористический репортаж в свои «Вести»:
…В день моего приезда я побывал в пяти домах: у бабушки, у мамы, у соседей по дому, у друзей-художников. Пять раз я услышал: «Сними кипу, тебя за неё убьют». И пять раз поблагодарил за предупреждение. Таковы были мои встречи с российским антисемитизмом.
Что же касается голода — его я в самом деле опасался, ежевечерне наблюдая по кабелям за многокилометровыми очередями в московские продовольственные магазины, видя в репортажах пустые полки универсамов и читая в «Маариве» о постоянной краже неизвестными контейнеров с гуманитарной помощью. «Наверное, напрасно я не взял с собой консервы из Израиля, — думал я, проходя таможню. — Придётся худеть».
Но уже дома, на «Речном вокзале», отодвигая блюдце с чёрной икрой («Мне нельзя, мама, она некошерная») и намазывая крупные зёрна красной на ломоть рижского — с тмином — хлеба, в ожидании запечённой индейки из духовки, я расслабился: даст бог, с голоду не помрём.”



А вот это полная дичь, поэтому прошу если дошли до сюда, прочитать дисклеймер после тоже.

“Безотносительно к сказанному, я не готов сказать, чем живопись Мантеньи круче полотен Ван Эйка. Но могу проиллюстрировать пост картинами обоих, что и делаю. А сирийцы пусть готовятся к новым бомбардировкам: нехуй было за нацистскую партию голосовать и геноцид христиан в Ливане устраивать. Хуячь, Владимир Владимирович, ковровыми, не стесняйся, be my guest. А что дети, которые погибли при бомбёжках, с тебя на том свете спросят, зачем ты их убил, — лично я в загробную жизнь не верю, так что просто прими иудаизм и расслабься, не спросят они тебя ни о чём. Придёт Машиах, и все, кому положено, воскреснут, включая сирийских детей. И никаких глупых вопросов задавать не будут, а отправятся навеки в Эдемский сад.[483]
Резчайшее заявление спровоцировало вал откликов — под постом было оставлено более тысячи комментариев.Позднее в этот же день на «Эхе Москвы» Носик, чётко соблюдая формат передачи «Особое мнение», высказался ещё более определённо:
НОСИК. Нет, Россия что делает? Она убивает женщин, детей, стариков.
ВЕДУЩАЯ. И вы это горячо приветствуете?
НОСИК. Конечно. Они же сирийцы.
ВЕДУЩАЯ. Ну они же люди.
НОСИК. Нет, они сирийцы.
ВЕДУЩАЯ. То есть сирийцы — не люди?
НОСИК. В смысле? Они представляют опасность для Израиля.
ВЕДУЩАЯ. Ну какую опасность несут женщины, дети и старики?
НОСИК. Женщины? Они“дети и старики?
НОСИК. Женщины? Они рожают сирийских солдат. Если их разбомбят, они не будут рожать сирийских солдат. И слава богу.
Этот экстравагантный диалог, расползшийся по множеству ресурсов не с самой лучшей репутацией (и поэтому я воздержусь от прямых ссылок), «выпилили» с cайта самой радиостанции настолько быстро, что на сей раз оказалась бессильна даже безотказная «Машина времени». Но она сохранила комментарии под удалённым транскриптом.”

Это - часть одного из поста Носика, а потом интервью по поводу такого "эпатажа". Показывает его с ужасной стороны. Но представьте себе, что у вас был бы такой фанат, что вы сказали что-то жуткое, хотели забыть, затем все это кто-то подтер из Интернета полностью, но этот фанат потом выроет всю эту грязь, чтобы поместить в вашу биографию… И все это показать трагичную историю героя - борьца, и политического преследование за экстремизм этим варвара-государства, когда вы всего лишь невинно шалили, а вашу мысль вовсю пытались “загнать в подполье”. Кому нужны враги, когда есть такие друзья?..К тому же, если подумать еще больше над этим эпизодом - это какой-то абсурдный фарс в лучшем случае, в худшем случае издевательство, цинизм и наплевательство на реально нужные вещи/истории/людей. Как, впрочем, многое еще в этой книге.

Опять же, дисклеймер, я не стала бы его повторять, если это не было важно. Да, я уже сказала про дичь и этот кусок - пример самой жуткой дичи. Но если покапаться в этом говне (всей книге), и буквально препарировать ее, то можно найти интересные моменты и свидетельства, что ГГ был хорошим человеком, у которого были принципы, но к сожалению, эта книга - не биография героя, а отражение ценностей, личности и собственного парасоциального отношения с личностью его биографа. Отсюда вот такие вот жесткие перлы.

свернуть

По мелочам бесило:
- тусовочка
- бесконечный name dropping, какое-то религиозное почитание различных обыденных вещей как “основатель”, “стартапер” (как будто бы это комплимент, ей богу, 2023 год на дворе), “дебаггер” и вообще все, что касается интернета.
- нарцисстическая обсессивность про статус и вечное сравнение людей (говно/боги, но ничего по середине нет), одобрение абсолютно всего, что “боги” творят, более того умиление, а иногда и возведение откровенно хреновых вещей в “вау, какой класс”
- полное отстутсвие фактчекинга. Я нашла только в одном моменте, потому что уж очень вопиющая была ложь, но там 500 с лишним страниц интервью и как бы “фактов”. Что это был за факт? То, что “владелец Новой газеты - олигарх Лебедев”. Быстрый поиск в википедии, показывает, что он был инвестором и ему принадлежало только 14%, в то время как 76% - редакции. Но кого волнуют факты? Главное - муза! И опубликованная книга.
- Показательно, Галина Тимченко отказала в интервью автору, хотя с ГГ работала очень близко долгое время. И слава богу, если честно, хотя ее мысли и истории всегда было бы интересно услышать.



***

Вердикт: пропустить. И забыть о существовании этого опуса.
Слава богу, это прошло, для меня. А теперь в забытье с этой книгой, хотя цитат и заметок у меня до фига… выбрала только самое бесячее.
И если я когда-нибудь стану известным человеком, буду молиться лишь об одном: "боже, спаси меня от таких биографов". Шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля правды :)

-------
Прочитано:
- счастливый билетик в Уютной кофейне
- флешмоб нон-фикшн (2я книга)
- Собери их всех