Больше рецензий

15 февраля 2014 г. 02:34

126

3

С детства обожаю приключенческие романы, поэтому за этот толстенный "кирпич" со столь интригующим названием бралась с большим энтузиазмом. Но, увы, буквально через несколько страниц мой энтузиазм уже испарился. Более нудной и пафосной книги, настолько переполненной нравоучениями и морализаторством, мне еще читать не приходилось. Она оказывала на меня потрясающе усыпляющее действие.

Мне не понравился ни сюжет, ни персонажи, ни стиль изложения. Особые нарекания вызвал главный герой - принц Родольф Герольштейнский, таинственный благодетель (этакий Робин Гуд и граф Монте-Кристо в одном флаконе), спешащий на помощь к честным, добродетельным беднякам Парижа и несущий справедливое возмездие злодеям. Вполне допускаю, что сентиментальную, романтично настроенную читательницу 19 века восхитил бы этот чудесный рыцарь без страха и упрека, обладатель "изящных белых рук" и "магнетического" ("пристального, сверлящего, пугающего") взгляда, способного "парализовать" самых закоренелых злодеев, но увы, лично я не могу всерьез воспринимать подобные высокопарные "пассажи". Меня жутко раздражал как сам Родольф, так и преклонение перед ним остальных персонажей.

В книге полно нравоучений и пространных рассуждений на тему о том, как следует наказывать преступников и вознаграждать добродетель. Да, надо отдать должное автору, который пытался обратить внимание читателей на проблемы бедняков и завлечь их идеей благотворительности, используя все возможные способы - и просто взывая к человеческому состраданию, и пытаясь представить благотворительность в виде "пикантного, романтичного" приключения. Вот как завлекательно расписывает Родольф все прелести благих дел маркизе д'Арвиль: "Сколько надо уловок, чтобы скрыть свое имя! Сколько хитрости, чтобы никто не узнал, от кого поступили деньги! Какие сильные и разноречивые чувства пробуждаются при виде добрых бедняков, которые заливаются слезами благодарности!" Правда, это не в лучшем свете выставляет самого героя - как будто бы Родольф делает добрые дела не из-за сострадания, а от нечего делать, дабы поразвлекаться да потешить свое собственное самолюбие (приятно ведь, когда тебя считают "великим, добрым и всемогущим, как бог"!) Но, вероятно, автор предполагал, что искушенного читателя 19 века вряд ли тронут одни лишь нравоучения, вот и попытался облечь свои рассуждения в обертку приключенческого романа. К сожалению, это у него получилось довольно плохо.

Роман невероятно затянут. Автор сам убил надежду на интересный, захватывающий сюжет, практически в начале книги прямым текстом сообщив основную "тайну", которая, по идее, должна была раскрыться только на последних страницах. Так что читателю только и оставалось терпеливо ждать, когда же герои вдоволь настрадаются, чтобы в конце концов прийти к ожидаемой, банальной развязке. Причем страдания героев надо описать как можно подробнее, во всех красках, будь то несколько глав сладострастных мучений злодея Феррана (которым я, кстати, не поверила, слишком уж ненатурально все это выглядит) или сомнения госпожи де Фермон, на протяжении нескольких страниц не решающейся распечатать письмо... Удручает и однообразие сюжета. Все сюжетные линии можно уложить в одну схему - бедный, несправедливо обиженный герой страдает и как будто только и ждет, когда же придет вездесущий и всемогущий господин Родольф и решит все его проблемы.

Но что меня больше всего неприятно поразило, так это совершенно плоские, черно-белые герои, за которых даже не переживаешь, настолько примитивны их характеры. Автор, как нарочно, берет самые крайние, исключительные ситуации. Если это злодей-грабитель, то ему отказано даже в малейших человеческих чувствах (мамаша Марсиаль запросто убьет своего сына за отказ присоединиться к остальной семейке в их черных делах). Если же это честный бедняк, то он просто кристалльно-честный! Гранильщик драгоценностей Морель настолько идеален, что у него разве что нимба вокруг головы не наблюдается. Он сидит среди бриллиантов, а рядом умирают от голода его дети (кстати, не могу поверить, что гранильщики драгоценностей так мало зарабатывали, что не могли прокормиться) При этом он с праведным негодованием набрасывается на свою дочь, подозревая, что та пожертвовала своей честью ради спасения семьи. В этом герое столько ненужного пафоса, что он не вызывает никакого сочувствия и даже раздражает своей принципиальностью.

Из всех персонажей наибольшие симпатии у меня вызвали Волчица и Марсиаль. Они внесли некое оживление в повествование. По крайней мере, это единственные герои, которые не донимали читателя своими страданиями, а самостоятельно пытались решить свои проблемы, не дожидаясь, пока их спасет всемогущий Родольф. Наибольшее впечатление произвела сцена освобождения Марсиаля из заточения (мне так и хотелось воскликнуть - "да, есть женщины во французских селеньях!" :))) Также порадовала супружеская чета Пипле, есть в ней что-то диккенсовское. Вообще забавная сюжетная линия с Пипле и Кабрионом несколько выбивается из общей идеи романа... ну, наверное, Сю просто решил немного развлечь читателя, не все же ему морализаторствовать :)

В итоге ставлю "тройку" только за благие намерения автора:

"И если наше повествование, которое мы без труда признаем довольно слабой книгой, с точки зрения искусства, но зато, очень нужной книгой, с точки зрения морали, если эта книга, повторяем, за короткий срок смогла привести хотя бы к одному благотворительному результату, о которых мы говорили, значит, мы можем ею по праву гордиться."

Прочитано в рамках игры "Долгая прогулка"

Комментарии


Мне тоже второстепенные персонажи показались более живыми. Супруги Пипле особенно понравились, ты права! Да, были у Сю проблески юмора, но он погряз в своих нравоучениях и гигантоманских стремлениях изменить общество.

Роман невероятно затянут.

Больше всего добивает эпилог, состоящий из нескольких глав и высосаный из пальца)))


Да, эпилог убойный. Ни малейшего снисхождения ни к героям, ни к читателям.