Больше рецензий

11 февраля 2014 г. 23:51

363

3

Книга до того неоднозначна, что, боюсь, короткой рецензией здесь не обойтись. Но промолчать не могу, ибо я женщина, и, волею судеб, дипломированный специалист по психологии. Итак, начнем.

Монография Уте призывает женщин быть смелее, отстаивать свою точку зрения и свои права, и не чувствовать себя при этом неженственной и виноватой. И все бы хорошо, если бы не одно "НО" : Фрау Эрхардт ненавидит мужчин. Очевидно, что у нее был до того печальный опыт общения с ними, что она видит в них исключительно плохое, а именно - бескомпромиссность, желание поработить женщину и править миром. Во-первых, это не так. Хотя бы потому, что мужчины все разные. Во-вторых, все мы знаем множество примеров, когда порабощены и лишены моральных прав в семье именно мужчины, а женщины значительно сильнее и жестче. Поэтому то, что описывает автор - это не правило, а некая крайняя позиция, которая не может рассматриваться как абсолют ни в коем случае.

Еще одной очень негативной особенностью книги является призыв протестовать во что бы то ни стало. Я совершенно согласна с Эрхардт, что нельзя жить постоянно только в ущерб себе, но ничего хорошего нет и в том, чтобы жить в ущерб другим, но в свое удовольствие. Ведь наша жизнь состоит из компромиссов. И любой человек, вне зависимости от его пола, должен учиться выстраивать отношения с другими людьми, иногда чем-то жертвуя, а иногда настаивая на своем. Очень важно научиться чувствовать баланс, и понимать, когда стоит отступить даже для собственного блага, а когда - держаться до последнего. Мерой этого баланса может быть только максимально возможная объективность и критичный взгляд на ситуацию, но никак не перманентный протест.

Третье, что хотелось бы отметить - это рьяное порицание так называемого "послушания". Для примеров последствий "послушания" автор описывает абсурдные истории из области патологии, которые далеки от среднестатистических. Это действительно крайности. Если женщина не идет учиться и объясняет это тем, что "ее муж не учится, а если она пойдет учиться, то это заденет его чувства", то это отнюдь не "послушание". Я убеждена, что, если такая женщина решит разобраться с данной проблемой, обратившись к психологу, очень скоро станет ясно, что дело совсем не в муже, а в том, что, прикрываясь якобы его чувствами и страхом их задеть, она скрывает свой страх перед экзаменами или свою лень в отношении учебы. Безусловно, иным случаем является насилие в семье, но это другая история, и Уте их не рассматривает.

Эрхардт призывает быть эгоистками, быть "плохими". Я повторюсь, но и в эгоизме (который необходим для выживания) должна быть мера. Я приведу пример - цитату автора:

Она настолько низко ценит себя, что подчиняется даже временному диктату со стороны других. Например, если ее дети хотят с ней поговорить, она откладывает книгу и поворачивается к ним.


Если воспринимать все окружающее как диктат, то лучше изолировать себя и вообще не видеть и не слышать ничего. Но только вряд ли, игнорируя желания окружающих и подавляя их своим эгоизмом, возможно выстроить прочные и здоровые отношения с другими людьми. Да, нужно отстаивать свою позицию, нужно объяснять при необходимости, что вам нужно побыть в одиночестве, но при чем здесь диктат?

Немного о гендерных ролях: Уте Эрхардт считает, что в них нет необходимости. Что эти роли должны быть стерты. Она предлагает женщинам ходить и сидеть так же, как мужчины, и описывает, насколько неудобна красивая типично женская одежда, и как она влияет на психологическое состояние, а именно - порабощает и сковывает, лишая женщину уверенности в себе. Но гендерные роли были, есть и будут! Люди - тоже животные, пусть и с более развитой центральной нервной системой и способные к более сложному поведению. Простите, если задела чьи-то чувства. Но это действительно так. Гендерные роли - это почти никогда не прекращающаяся игра между мужчиной и женщиной. Без этой тонкой и красивой игры (иногда сложной, не спорю), не было бы ни взаимной сексуальной привлекательности, ни семей. Любая женщина мечтает почувствовать себя слабой рядом с сильным мужчиной. Любой мужчина мечтает почувствовать себя сильным рядом с нежной и милой слабой женщиной. Да, иногда мы меняемся ролями. Иногда выходим за их рамки. Но в природе два пола. Два гендера. И можно солгать себе, но не природе. У женщин давно есть возможности работать и жить наравне с мужчинами, не уступая им в возможностях. И все же в личной жизни многие в глубине души хотят, чтобы было так, как исторически сложилось. И никогда конкуренция между мужчиной и женщиной не пойдет на пользу их отношениям и браку.
Что касается послушания... В тихом омуте черти водятся, знаете ли. И чем мудрее женщина, тем ловчее сможет она использовать свое "послушание" себе во благо, так, что ее мужчина, довольный своей силой и своей доминантностью в этой паре, будет верить в то, что всем руководит он ;)

Комментарии


Цитата по поводу "диктата детей" - конечно, странная (какой вообще может быть диктат со стороны ребенка?), но все-таки кое-что меня зацепило, и я не могу пройти мимо.

>

Любая женщина мечтает почувствовать себя слабой рядом с сильным мужчиной.


>

И все же в личной жизни все в глубине дыши хотят, чтобы было так, как исторически сложилось.


вот в этом обобщать, пожалуй, не стоит. как минимум я так не хочу, а интернеты говорят мне, что я такая далеко не одна.
сказка про "послушание" (муж головааа, жена шееея) очень древняя и красивая, но возникает в основном в контексте примитивных бытовых манипуляций. да и блистательная великолепность полового равенства преувеличена - зарплаты женщин по-прежнему меньше, и большая часть собственности в мире по-прежнему принадлежит мужчинам. кроме того, вы, наверняка, как психолог, не ставите знак равенства между биологическим полом и гендером?

прошу прощения, если вы не рассчитывали на обсуждение, а я тут влезла.


Подруга, которая подарила мне эту книгу, и жизнь которой эта книга , действительно, изменила, будет на все 100 согласна с Вашим мнением. Я исправила "все" на "многие". Многие правда хотят. Но, в частности, моя подруга любит женщин, а не мужчин. Моя сводная сестра , наверняка, тоже согласилась бы, потому что у нее абсолютно мужской склад характера. Почему? Семейные обстоятельства. Потому что ее мама по сути была ей и мамой, и папой.

Я высказала лишь свое мнение. Мое мнение как специалиста заключается в том, что автор , во-первых, пишет агрессивно, представляя мужчин какими-то невероятными деспотами и тиранами, и призывает к крайне радикальным мерам. Дело в том, что есть явление сопротивления. Если у книги цель психотерапевтическая (а, судя по призывам, так и есть), то крайности, которые описывает Эрхардт, и к которым призывает, не вызовут ничего, кроме желания закрыть эту книгу и забыть. Это так особенно для тех женщин, которые действительно очень слабы перед манипуляциями мужчин. Потому что если они таковы, то это их больное место. А с больными темами так жестко нельзя.
И, конечно, равенство полов и размытие гендерных ролей имеют свои плюсы. Но также и существенные минусы. И это вызывает большое количество сложностей, с которыми сталкиваются современные мужчины и женщины. Если говорить очень простым языком, то всегда легче следовать определенности, чем жить в отсутствие модели поведения. Я не говорю о жестких рамках, я говорю лишь об ориентирах.
А бытовые манипуляции тоже сложились не просто так.
Насчет зарплат... Может быть, в развивающихся странах это и так , и то не во всех. Но в Европе, России и Китае, например, я о таком ни разу не слышала. В последние годы.
Гендер и пол я разделила, специально, Вы могли это заметить.

И спасибо за комментарий :)


спасибо, что поддержали дискуссию.
Многие - да, возможно, но для обратной ситуации вовсе не обязательно обладать какими-то выдающимися свойствами или трудной судьбой (я люблю мужчин и выросла в полной семье, тем не менее сама мысль о необходимости "послушания" представляется мне абсурдной и непродуктивной).
Какие сложности вызывает размытие гендерных ролей? Помимо неприятия и неудобства со стороны тех, кто привык работать в режиме гендерных ролей? По поводу развивающихся стран и Европы - нет, это характерно не только для развивающихся стран. В среднем по миру женский доход составляет примерно 70% от мужского.

Я в процессе чтения этой книги, и пока не нахожу в ней ничего особо шокирующего (хотя, возможно, что вся кровавая драма развернется в конце). Пример про Золушку Зигрид в юридической конторе показался мне весьма "наболевшим" именно для меня, появилась уверенность в том, что необходимо как-то откорректировать свое поведение. А какие из предложенных там мер вы считаете радикальными? (я постепенно дочитываю, если приведете пример, доберусь туда быстро).


Я хотела бы по гендерным ролям поговорить. Вы пишите, что "в природе два пола. Два гендера. И можно солгать себе, но не природе".
Но "гендер" - это понятие чисто социальное, т.е. сформированное человеком и для человека. По отношению к природе, т.е. животным и растениям, термин "гендер" применять нельзя, там можно оперировать только "биологическим полом". Поэтому некорректно конструировать суждения о гендере и поле у человека с отсылками на "природу".
В человеческом обществе сформированы некие представления о том, как должен себя вести и как обществом будет восприниматься поведение человека в зависимости от его/её пола. Это и называют "гендером". Но это представление полностью формируется самим человеком, никак генетически не закреплено и может меняться. Эти представления даже в разных культурах разняться. То есть я, к примеру, могу выбрать комфортное для меня поведение, одежду, манеры как из типично "женского", так и из типично "мужского" гендера и это не изменит мой биологический пол. Вот Уте как раз об этом и пишет, что можно взглянуть на свою жизнь и изменить какие-то установки на более для себя выгодные, не зацикливаясь на том, можно так себя вести или нельзя в рамках гендерного поведения.
Сцеплять гендер с биологией и утверждать, что любая женщина хочет строго вот этого, а любой мужчина - вот этого, не вполне правильно. Можно, на худой конец, сказать, что любой человек нуждается в заботе, тепле и любви в соответствии со своими о том представлении, но эти представления у всех свои.