Больше рецензий

Dolores_C

Эксперт

по книжным чертогам

14 апреля 2023 г. 20:42

492

5 «Фонд Розуотера. Чем мы можем вам помочь?», или Снова о ПТСР

картинка Dolores_C

Хотя это повесть о людях, главный герой в ней — накопленный ими капитал, так же как в повести о пчелах главным героем мог бы стать накопленный ими мед.

Так Воннегут начинает свою книгу и при этом вовсе не преувеличивает. И даже не шутит. Да и какие могут быть шутки, когда речь идёт о судьбе 87 миллионов 472 тысяч 33 долларов и 61 цента?

Деньги — неиссякаемый источник всех бед и вечный камень преткновения. Но если деньги действительно такое зло, тогда почему никто не спешит от них избавиться? Хотя постойте… у нас же есть мистер Элиот Розуотер! Вот уж кто готов в прямом смысле слова снять с себя последнюю рубашку. Он селится в небольшом городке, где когда-то было положено начало огромному капиталу Розуотеров, и едва ли не отдаёт себя в услужение его жителям.

Розуотер странный, если не сказать уникальный в своём роде, человек, и относиться к нему можно по-разному. Можно смеяться над ним, крутя пальцем у виска, а можно называть святым и петь ему дифирамбы.

Читая книгу, кто-то усмехнётся: «Легко раздавать деньги направо и налево, если ты не зарабатывал их в поте лица».

Кто-то поддержит Элиота: «Молодец! Нечего чахнуть над своим златом, как кощей, лишним нужно делиться с нуждающимися».

Кто-то вздохнёт: «Жаль, что поблизости со мной не живёт такой Розуотер. Если бы все богачи были такими же, как он, мир стал бы намного лучше».

Но стал бы? Или то, чем занимается Элиот, столь же бессмысленно, как метать бисер перед свиньями?

Воннегут снова даёт читателю пищу для размышлений. Воннегут снова сатиричен, саркастичен и немного сюрреалистичен. Воннегут снова такой Воннегут.

С какой лёгкостью и естественностью он изобретает религию в «Колыбели для кошки» (все мы помним Боканизм и его учение), с такой же лёгкостью здесь он выдумывает болезнь «самаритрофию».

Самаритрофия, — читал Мушари, — есть подавление всем сознанием пациента излишне громкого голоса совести. «Слушай только меня!» — вопит совесть всему активно работающему сознанию. На какое-то время весь разум пытается подчиниться голосу совести, но потом начинает осознавать, что голос совести не умолкает и продолжает вопить. Кроме того, человек начинает понимать, что мир, в котором он живет и где он старался жить по совести, ни на один микрон не стал лучше от всех его благородных и бескорыстных поступков, совершенных по велению совести.
И тут разум начинает бунтовать. Он сбрасывает тиранку-совесть в подвал подсознания, накрепко завинчивает выход из этой темницы. Голос совести больше не слышен.

Впрочем, подавляющему большинству богачей этот недуг не грозит, потому как там нет никакого самаритянства и никакой совести — запирать в подвале попросту нечего. Богачи заняты собственными развлечениями. Они мотаются по вечеринкам и в путешествия, толкают пространные речи о Золотом веке Римской империи, слушают пластинки Бетховена на семидесяти восьми оборотах в минуту, вместо тридцати трех, и панически боятся волосяной растительности на чужих телах (не спрашивайте).

Тут уж поневоле захочется присоединиться к вопросу одной их героинь:

Кто же на самом деле правит этой безумной страной? Уж конечно, не эти ничтожества.

Но, увы и ах, именно они страной и правят. Причём любой страной.

И всё же, помимо высмеивания богачей и размышлений о деньгах, Воннегут здесь снова вспоминает войну. В отличие от «Бойни номер пять», тут эта тема не лежит на поверхности, однако всё равно играет ключевую роль. Именно в ней кроятся ответы на главные вопросы: сумасшедший ли Элиот, и что сделало его таким, каков он есть?

Пусть и не прямым текстом, но Воннегут сам даёт на них ответы. С мистером Розуотером случилась Вторая мировая война. Это заставило его переосмыслить свою жизнь и её ценности. Ведь Розутер, дай ему бог здоровья, не просто раздаёт деньги направо и налево — он буквально отдаёт себя, отдаёт всё, что может, словно в попытке искупить грехи. И не только грехи отцов, но и свои собственные.

Неспроста он так тяготеет к пожарным.

Неспроста книга начинается не с фразы про капитал, а с эпитета, придуманного Воннегутом:

"Окончилась Вторая мировая война, и вот я в полдень иду через Таймс-сквер, и на груди у меня орден Алого Сердца".
Элиот Розуотер, президент Фонда Розуотера

Вот они — ответы, которые в один миг отменяют весь сюрреализм книги, превращая его в посттравматическое стрессовое расстройство. Собственно, как и в «Бойне номер пять».

Такие дела.

И ещё два слова о финале: он непредсказуем и гениален. Как и всё, что выходило из-под пера Воннегута. Но я его обожаю, поэтому на объективность тут не претендую.

Если же говорить объективно, то при всей восхитительности «Дай вам бог здоровья, мистер Розуотер» — всё же не та книга, с которой стоит начинать знакомство с Воннегутом. Есть у него более искромётные и динамичные произведения. Например, «Колыбель для кошки». Или же «Бойня номер пять», если интересна тема Второй мировой войны.

Ну и напоследок маленькое приветствие (оно же напутствие) от Элиота Розуотера:

Привет, малыши. Добро пожаловать на нашу грешную землю. Тут жарко летом, холодно зимой. Она круглая, влажная и многолюдная. Проживите вы на ней самое большее лет до ста. И я знаю только один закон, дети мои: надо быть добрым, черт побери!

Книжный блог Книжные чертоги