Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

13 апреля 2023 г. 21:50

342

2 Стоило бы поберечь деревья

Эта книга попалась мне на глаза в рекомендациях приложения Mybook, как похожая на Самюэль Хантингтон - Столкновение цивилизаций . Было интересно узнать, что думает о культурных различиях российский психолог, доктор социологических наук, какие особенности есть у русского национального характера и в чем отличие нашей культуры от англо-американской или романо-германской. Но несмотря на то, что книга позиционируется как учебное пособие и в ней даже приведена программа и содержание курса «Психология межкультурных различий», к тому же она выдержала как минимум два издания, на мой взгляд, это весьма неудачное произведение как по смыслу, так и по оформлению. Вторая половина книги - просто повтор первой части, т.е. вначале автор описывает свои идеи, а потом с пятой главы начинается «Курс лекций по психологии межкультурных различий», где повторяется все тоже самое, чуть в более сокращенном виде, приводятся различные анкеты, опросники, учебная программа, тематический план курса.

Что же касается первой части, то и она вызывает недоумение, ведь даже в предисловии написано, что книга содержит спорные моменты, которые обсуждались в Институте РАН, например, раздел о криминальной субкультуре как неотъемлемой характеристике русского и советского менталитета.

цитата
Всеобъемлющие масштабы сталинских репрессий привели к тому, что практически каждая семья нашей страны имела кого-либо, прошедшего лагеря ГУЛАГа и приобщившегося к криминальной субкультуре. Для приобщения к криминальной субкультуре совершенно не важно, по каким причинам – политическим, уголовным или вообще без причин – человек соприкоснулся с криминальным миром.
свернуть

Само понятие «национальный характер» весьма неопределенное, его сложно систематизировать и измерить. Профессору-рецензенту кажутся сомнительным и сравнение этносов, к примеру, по интеллектуальному потенциалу .

цитата
...такой путь сравнения в научном отношении может быть недостаточно выверенным и приводить к явно сомнительным результатам, как это уже неоднократно случалось в этнопсихологических исследованиях, вокруг которых потом было много споров. Получалось так, что по психологическим данным один этнос умнее или интеллектуальнее другого, или одна этнокультура агрессивнее другой и т. п. Если учесть ограниченные размеры выборок, частность показателей, низкую надежность получаемых данных, невысокую валидность психологических методик и многое другое, то не приходится серьезно принимать такого рода данные как строго научные
свернуть

Вообще книга типичный продукт 90-х, так что тут не обошлось без таких пассажей:

Как произошло такое, что русские смогли поддаться на провокацию ничтожно маленькой части общества – большевиков?
и ещё цитаты

По данным ЮНЕСКО, до Октябрьской революции 1917 г. Россия занимала одно из ведущих мест в мире по уровню интеллекта, сейчас – 42-е место.

Именно религия и язык были разрушены во время советской диктатуры, и сейчас мы пожинаем плоды неразумной национальной политики в виде кровавых войн в Чечне, Средней Азии, других горячих точках.

В.Н.Дружинин (1996) психологические модели семьи разделяет в зависимости от того, кто несет ответственность за семью: отец, мать или достигший дееспособного возраста ребенок. Нормальной семьей называется такая, где ответственность несет муж (отец). Аномальной семьей называется такая, где муж не несет ответственности за нее. Если ответственности не несет никто – это псевдосемья. Советская семья – это аномальная семья, в которой ответственность несет мать, она же зачастую и доминирует. Возврат к цивилизации начнется для России с возрождения «нормальной» семьи, и ни демократия, ни частная собственность, ни всеобщая христианизация населения России сами по себе ничего не решат. До революции, в царские времена оплата рабочего на заводе зависела от величины его семьи. И в оплату заводчик включал содержание жены и детей. Труд крестьянина в деревне также был рассчитан на то, чтобы прокормить не его одного, а всю семью. Советская власть декларативно уравняла в правах мужчин и женщин, в том числе дала им равную заработную плату. Однако на деле кроме основной работы на производстве женщина выполняла весь труд по дому, воспитывала детей. Самой природой за мужчиной закреплена роль добытчика, кормильца, а за женщиной – хранительницы домашнего очага и воспитателя, передатчика опыта подрастающему поколению.

Таким образом, в СССР создалось противоестественное положение, при котором мужчина, будучи не в силах содержать семью, утратил главенствующую роль. Женщина лидировала и на работе, и дома. Позор Советской власти – женщины, кладущие асфальт, таскающие железнодорожные шпалы или ремонтирующие трамвайные пути.

свернуть

При этом писатель сожалеет, что

Россия всегда демонстрировала всему миру удивительные, не поддающиеся рациональному объяснению события. Например, уже дважды за последнее столетие русский народ пытался разрушить все, что было создано до него предыдущими поколениями.

Возможно, как раз с таким отношением к нашему прошлому и происходит разрушение всего, может, стоит изучить причины, приведшие к революции, а не списывать все на провокации ничтожно малых групп общества?

Но автор при этом видит в будущем возрождение России, полагает, что стране уготована ключевая роль в мире, пишет о «русской идее» и о лучших сынах Отечества, среди которых, конечно, Александр Невский, Сергий Радонежский, Козьма Минин, Александр Пушкин, Иван Ильин, Лев Гумилёв и Александр Солженицын.

цитата

Бессилие логики Запада постичь бытие во всей его глубине привело Запад к кризису, выйти из которого он может только с помощью России.

Русская идея выношена в недрах России, осознана ее лучшими сынами. Ее постижение начинал в Киеве митрополит Илларион в XI в., продолжали Владимир Мономах и Александр Невский, Сергий Радонежский и Иосиф Волоцкий, протопоп Сильвестр и Козьма Минин, Григорий Сковорода и Николай Карамзин, Александр Пушкин и Александр Хомяков, славянофилы и веховцы, Федор Достоевский и Константин Леонтьев, Владимир Соловьев и Павел Флоренский, Иван Ильин и Петр Струве, Александр Чаянов и Владимир Вернадский, Иван Солоневич и Лев Гумилев, Александр Солженицын.

свернуть

Будут перечислены такие духовные основы, как «диктатура совести» и «государство правды», русский космизм, соборность, самодержавие.

цитаты

Определение «русской идеи» было дано И.В.Киреевским, А.С.Хомяковым, К.С.Аксаковым: «Русский народ (Россия) – исключительное явление всемирной истории, поскольку обладает чертами, отсутствующими у других народов:
1. Сознательное предпочтение личным, индивидуальным интересам интересов народных, государственных, общих.
2. Преобладание интуитивных способов понимания над всеми формами логического анализа.

Духовной основой русской идеи является «диктатура совести». «Не в силе Бог, а в правде», «Одно слово правды весь мир перетянет», «За правду-матку и умереть сладко», «Все минется, одна правда останется». Русский народ почитал высшей ценностью не богатство, не силу, не бранную славу – совесть и правду. Издавна известно устойчивое словосочетание «Святая Русь»; тогда как о других странах говорят: «Прекрасная Франция», «Старая Англия», «Матерь Индия», «Свободная Америка».

Русский народ – народ государственный по преимуществу, он не существует помимо государства. В политической сфере русская идея формулируется как самодержавие, централизованное государственное единство, венчающее собой свободное биение народной жизни, объединяющее ватаги и общины в несокрушимую стену, недоступную для многочисленных внешних врагов. Самодержавие не имеет ничего общего ни с европейским абсолютизмом, с борьбой сословий за права и привилегии, ни с тотальным деспотизмом. Оно объединяло сословия, распределяя среди них не права, а повинности – «тягло», и было единой соборной волей «всея Руси», которую лишь формулировал царь (князь), и далеко не всегда он мог наложить свои индивидуальные черты на эту общую волю. Суть самодержавной идеи можно выразить формулой: царь + патриарх + Земский собор (Дума) + местное самоуправление (земства) + окраинные автономии (казаки, вассальные ханства, инородческие племена, Финляндия) + неписаные обычаи, сдерживающие личный произвол не хуже английской конституции, которой тоже не существует на бумаге.

В юридической сфере русская идея – это государство правды. В этом русская идея противоположна западной теории «правового государства» с его принципом «Пусть погибнет мир, но свершится правосудие», родившейся из концепции Т.Гоббса о «войне всех против всех» и принципиально внеморальной.

свернуть

Кочетков приводит множество цитат из разных источников, например, будут ссылки на академика Лихачева, который причислял Россию к европейско-христанской культуре (помимо нее выделена еще китайская, японская, исламская, буддийская), на И.Янжула, который делил людей на 3 группы (человек минуты, человек экстенсивной экономии времени и человек интенсивной экономии времени), Л. Гумелева, который разделял людей тоже на 3 группы по имеющейся у них жизненной энергии.

цитаты

Г.Хофстеде (G.Hofstede, 1991) составил «карту мира» по типам ведущих ценностей. Все страны мира он разбивает на четыре группы:
1. США, Англия – свойственно стремление к личному успеху, благополучию и самоактуализации.
2. Япония, Германия, латиноамериканские страны, Греция – свойственны мотивы личной безопасности, ведущие ценности – благосостояние и усердная работа.
3. Франция, Испания, Португалия, Югославия, Чили, азиатские страны – индивидуальное благополучие менее важно, чем групповая солидарность.
4. Северная Европа и Нидерланды – личный успех оценивается как общее достижение, и особое значение имеет качество человеческих связей в среде проживания. Россия ближе к этой группе.

И.И.Янжул сравнивал Россию с вечно юношеским периодом в смысле наклонности к философии и поэзии, а Запад – с возмужалым, зрелым возрастом, может быть, приближающимся к старости. Запад дал миру наибольшее количество изобретений, экономящих время и пространство. Россия также много изобрела, но это осталось втуне на Родине, а на Западе повторилось.

Гумилев делил всех людей в зависимости от имеющейся у них жизненной энергии на 3 группы.
1. Люди, не обладающие достаточной энергией. Они живут за счет других.
2. Люди, обладающие достаточной энергией. Их существование направлено на физиологическое выживание.
3. Люди, обладающие избытком энергии. Им недостаточно решать задачи простого выживания, поэтому их деятельность направлена на более высокие цели. Это и есть пассионарии

Давыдов писал: «В холодную зиму каждое открывание двери – есть репетиция смерти. Русские не боятся смерти, поскольку каждый день – борьба». Согласно его теории, русские бывают неактивными длительный период времени, показывая затем бурный всплеск энергии, так как веками работали почти круглосуточно летом, а зимой впадали в спячку. Близка к взглядам М. Давыдова теория английского антрополога Горера. Он предположил, что свойственные русским длительные периоды пассивности, которые сменяются короткими периодами сверхактивности, во время которых энергия рвется наружу, сметая все на своем пути, возникли вследствие обычая тугого пеленания младенцев. Только на короткое время, когда пеленки меняли, русские дети имели возможность проявлять активность. Эту теорию М. Горький назвал «пеленочная теория Горера»

Тот же климат позволял собирать в Европе с одного и того же поля несколько урожаев, в России из-за суровой зимы – только один. Подобные трудности делали индивидуальный труд малоэффективным и поощряли коллективные, общинные формы ведения хозяйства.

Известный философ Н.А. Бердяев отмечал в начале века, что «русские почти стыдились того, что они русские. Только в России можно найти обоготворение Западной Европы. Отрицание России и идолопоклонство перед Европой – очень русское явление. Русское западничество – явление азиатской души. Славянофилы были первыми русскими европейцами».

Впервые этноцентризм был рассмотрен Самнером в книге «Народные обычаи» («Folkways») в 1906 г. Он считал, что люди склонны превращать собственную этническую группу в эталон, центр всего, а остальные оценивать как нижестоящие.
Д.Кемпбел показал, что этноцентризм проявляется в следующих тенденциях:
1) считать то, что происходит в других культурах, – неестественным и неправильным.
2) рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других.
3) считать нормы, роли и ценности своей группы безусловно верными.
4) считать помощь и кооперацию с членами своей группы естественным.
5) действовать так, чтобы члены своей группы были в выигрыше.
6) гордиться своей группой.
7) чувствовать неприязнь по отношению к внешним группам



свернуть

Найдутся в книге и цитаты американских психологов об особенностях протестантской культуры и какие-то странные российские исследования национальных черт характера с помощью опросов, когда респондентам нужно было из 27 качеств выбрать типичные для русских и англичан (из серии 9 человек отметили, что русские намного более гостеприимные, а 39 человек считают, что англичане более рациональные)

Так же будут тут исследования анекдотов, ведь что лучше может рассказать о стране, чем не контент-анализ русских и американских острот, из которых следует, что в российских семья супруги не любят друг друга, мужчины безответственны, но реже изменяют, а американские мачо более доминантны, занимаются бизнесом и бьют жен. Что касается немцев, то у них необычное количество текстов «связано с анальностью» и они любят грязь (тут должен быть смайл рукалицо), ну и причины появления фашизма, конечно, связаны с раболепием, поклонением авторитетам – куда же без этого.

цитаты

В русских анекдотах супруги либо не любят друг друга, либо о любви ничего не говорится. Супруги могут друг друга терпеть, жалеть о том, что они вступили в брак, но почти никогда не собираются разводиться. Измена одного из супругов – не повод для развода, а причина скандала. Иногда муж равнодушен даже к измене, а если проявляет какие-то эмоции или даже агрессию, то направляет ее на любовников, а не на жену. Он практически никогда не мстит жене. Но если изменяет муж, то жена ругает, а зачастую и бьет именно его, а не любовницу.

В русских анекдотах муж чаще всего достоин своей участи – женской измены. Поступки жен одобряются, поступки мужей высмеиваются. Российские мужчины безответственны, проявляют покорность судьбе; реже, чем жены, изменяют. Спасение от семейных проблем находят в рыбалке, игре в домино и в пьянстве. Семьей они практически не интересуются, а занимаются пьянством и просмотром телепередач (футбол, хоккей).

Американский мужчина доминантен. Муж приходит в ярость, если узнает, что жена ему неверна, ругает и бьет ее, а не конкурента-любовника. Жена тоже может поколотить мужа, но до того, как подаст на развод. Американцы часто грозят друг другу разводом в случае измены. Хотя мужчина и главенствует, но эта роль дается ему нелегко, жена не дает ему спуску. Однако она чаще, чем муж, проявляет покорность судьбе (в русских анекдотах пассивен муж). Занимается американский муж не пьянством и не хобби, а работой, бизнесом, деньгами, т. е. добывает пропитание семье, несет за нее ответственность.

Русский муж глуповат, прост («проще правды»), груб, труслив, слаб, любит выпить, подчинен семье в целом и жене в частности. Является нахлебником: для него главное, чтобы вовремя кормили. Для семьи – существо совершенно бесполезное, он не интересуется ее жизнью. Если жена изменяет, то он чаще всего не замечает измены, либо не придает ей значения, либо смиряется с ней. Если же ему доведется изменить жене, то это происходит случайно, помимо его воли; выглядит он глупо и неестественно, чаще всего измена тут же раскрывается, и он попадает под тяжелую руку и острый язык жены. Хотя жену не любит, однако разводиться не собирается. К себе и своему положению относится с долей юмора, может соврать, прихвастнуть. В редких анекдотах муж бывает агрессивным, деспотичным, главой семьи (бьет жену, ревнует и пр.), но выглядит он глупо и, как правило, много пьет. Деньги зарабатывать не умеет, но может починить бытовую технику, прибить гвоздь.

В немецком фольклоре необычное количество текстов связано с анальностью. Часто употребляются выражения Scheisse — дерьмо, Dreck — грязь, Arach — осел, Mist —… (A.Dundes, 1984).

Другой элемент германской культуры, имеющий смысл в свете немецкого анального эротизма, – купание в грязи. Много названий городов и деревень в Германии оканчивается на «bad» – ванна. В квартале красных фонарей в Гамбурге показывают шоу – обнаженные девушки борются в грязи (A. Dundes, 1984).

свернуть

Ниже я приведу еще некоторые выдержки из книги, ведь поначалу я, воспринимая ее как нечто серьезное, не ленилась отмечать цитаты.

цитаты

Реализация идентичности невозможна без удовлетворения потребности в этничности. Потребность в этничности включает три составляющих: потребность в этнической принадлежности, потребность в позитивной этнической идентичности и потребность в этнической безопасности.

«Стремление к психологической общности с группой» известно в психологии как аффилиативный мотив. В поисках социальной защиты, устойчивости, возможности осуществления определенных видов активности, с целью удовлетворения потребностей в социальном, экономическом и психологическом объединении люди стремятся принадлежать к группе или группам.

Этническая принадлежность – одно из средств приспособления, лучшей ориентации и достижения определенных социальных целей в современном сложном мире. Принадлежать к этнической группе – это также способ выделиться, обратить на себя внимание, повысить свою ценность. Поскольку отличительность начинает занимать высокое место в иерархии жизненных ценностей современного мира, этническая принадлежность становится важной во многих культурах мира

Психологические причины геноцида – отсутствие уверенности в позитивности образа «мы», который в результате действия механизмов психологической защиты ведет к ненависти и агрессии против других. Данная агрессия благодаря действию психологического механизма каузальной атрибуции в сознании ее носителей объясняется «благородными мотивами». Геноцид – пример предельной духовной слабости, практически полное отсутствие личностного начала в людях.

Во многом экстенсивность – интенсивность объясняется типом религии. Например, православие, которое проповедует смирение и отказ от активного преобразования действительности, обещая вознаграждение в загробной жизни, лежит в основе экстенсивной культуры. Напротив, идеалом протестантизма является активная деятельность, вознаграждаемая в течение жизни

1994 г. А. А. Сусоколов выдвинул гипотезу, что все социально-политические и экономические потрясения русского этноса в XX в. объясняются кризисом русской культуры как экстенсивной и переходом ее в фазу интенсивного развития. По его мнению, социальные катаклизмы, потрясшие русский этнос в XX в., были результатом его внутреннего имманентного развития, а не определялись идеологией или волей отдельной личности, как это обычно считается. Кризис экстенсивной русской культуры и процесс перехода к интенсивной культуре занимает достаточно длительный исторический период, миновать который нельзя.

Общинный уклад жизни складывался как необходимая форма выживания в суровых климатических условиях Евразии. Гипертрофированные формы он приобрел в коммунах (детские сады, пионерские лагеря, общежития, коммуналки, субботники и воскресники), которые не были изобретением большевиков, а уходили корнями в вековую экономическую отсталость России. Напротив, в перенаселенной Европе скученность требовала четкого размежевания жизненного пространства и сохранения интимности духовной жизни. В католических и лютеранских кирхах прихожане разделены партами, чего нет в православной церкви и мусульманской мечети.
Экстенсивный характер развития отличал русскую культуру как от культуры Западной Европы, где эти возможности были исчерпаны в XII–XIV вв., так и от цивилизаций Юго-Восточной Азии (Китая, Японии, Тайваня, Южной Кореи). ...Различия в темпах развития объясняются тем, что культуры Юго-Восточной Азии сформировались как интенсивные задолго до начала массовой экспансии европейской цивилизации. Поэтому, научившись в США и Западной Европе передовым технологиям, они их легко ассимилировали и усовершенствовали. Русский же этнос оказался готовым к усвоению в лучшем случае западных образцов потребления. Западные технологии не жизнеспособны в России. Более того, гениальные изобретения русских самородков широко используются на Западе, но не востребованы дома.

Расстояние между собеседниками — у немцев принято общаться на более далеком расстоянии, чем у русских. Это особенно заметно в общественных местах. Например, немец не зайдет в переполненный вагон общественного транспорта.

Направление взгляда — одним из частных случаев направления взгляда является визуальный контакт. При общении немцы контактируют взглядами значительно реже, чем русские.

Зарубежные исследования в области принятия решения (Schneider, Posse, 1992) установили, что способность человеческой психики переработать сигналы внешней среды мала по сравнению с величиной потока этих сигналов. И для того, чтобы ориентироваться в обстановке и хоть как-то принимать решения, человек вынужден что-то принимать на веру. Это является психологическим механизмом религии. Когда же большевики в 1917 г. искоренили веру в бога, коммунистическая идеология сама заняла место религии. Многие коммунистические догмы принимались на веру, в обход сознательной критики. И в этом смысле коммунизм некоторые исследователи считают не научным учением, а религией. Когда же коммунистический режим рухнул, криминальная субкультура осталась вне конкуренции и стала всеохватывающей. Она заполнила ту нишу, которую образует человеческая потребность в идеалах.

Специфика современного состояния нашего общества состоит в том, что в результате снижения своего интеллектуального потенциала оно оказалось неспособным выдвинуть для себя новые идеалы взамен внезапно утраченных и оказавшихся ложными. Значимость проблемы изучения наличного уровня интеллекта различных социальных и демографических групп в нашей стране сравнительно с данными других стран определяется широким спектром разнородных факторов.

свернуть

Но, подводя итог, никому не советую данную книгу, к сожалению, принадлежность автора к российской науке вовсе не способствовала написанию познавательного текста, скорее, это надерганная из разных мест компиляция в стиле дипломной работы низкого качества.
картинка Tin-tinka

Комментарии


Иван Ильин и Солженицын - лучшие сыны:) После этого книгу можно закрывать.

Всеобъемлющие масштабы сталинских репрессий привели к тому, что практически каждая семья нашей страны имела кого-либо, прошедшего лагеря ГУЛАГа и приобщившегося к криминальной субкультуре

Вот у меня никого нет:) И я думаю, если бы это коснулось каждого, ох, бабушка и её подружки об этом бы только и вспоминали, что всех сажали, все за всеми шпионили. А она только вздыхала, что раньше с огорода у неё ничего не крали и скотина вся свободно гуляла и ждала её под дверью, когда она возвращалась с фабрики.

Сколько там Земсков насчитал "жертв"? 1%?

о криминальной субкультуре как неотъемлемой характеристике русского и советского менталитета.

хочется послать автора в Нью-Йорк, пусть он там погуляет ночью и сравнит с Москвой, потом вернётся и расскажет, где безопаснее. А то лепит недвусмысленно на обложке символ американской свободы.


Я как раз из этого одного процента, мой дедушка и его сводный брат были репрессированы.Причину понятное дело я не знаю, в семье это особо не обсуждалось (происхождение вроде было не то и говорил лишнее,он студентом был когда арестовали, да и прадед был белый офицер, эмигрировал) Но в целом у всех жизнь сложилась неплохо, дедушке ещё при жизни Сталина разрешили вернуться в Москву (по семейным причинам он тут нужен был).А его брат в Норильске был инженером -никакой криминальной культуры в них не чувствовалось, дед всегда был очень интеллигентный ( и не случись репрессии, вряд ли они с моей бабушкой познакомились бы, она была с Урала)


У меня если бы такой дед был, я бы подала в архив МВД запрос на его дело. Никогда не думала об этом?


Нет, я не настолько интересуюсь прошлым родственников)


Как так, Галя?! Прошлым России и даже других стран интересуешься, а прошлым родственников нет? А почему? Обычно у всех наоборот…


Общественное важнее личного))) Частные примеры,в целом, ничего не значат) А если серьезно,то мне достаточно того, что я знаю.Вот какая разница,за что посадили дедушку? Даже наоборот, вдруг за воровство, будет неприятно. В целом- то на меня его жизнь никак не влияет,он умер, когда мама была школьницей. И я не очень заинтересована собирать по крупицам прошлое моей семьи, я не записываю воспоминания и даже фотографии валяются в массе своей без должного порядка.Когда была в Ростове, была мысль поискать дом, где жили прадед с прабабушкой,у нас даже фото сохранились,но так как не знаем какой именно район области, то это слишком долго, так что сходили в краеведческий музей и на этом приобщение к прошлому закончилось)У меня есть красивый выпускной фотоальбом прабабушкиной гимназии, так что этого довольно для приобщения к славным предкам;))
А вот историю в общем люблю, тем более книг масса, не нужно напрягаться выискивать, бери любую и читай :)


Надо же, какие люди разные... Я даже генеалогическое исследование провела, докопала до начала XIX века по трём веткам. И вообще интересуюсь всякими из ряда вон фактами в отношении всех своих родственников :)


По данным ЮНЕСКО, до Октябрьской революции 1917 г. Россия занимала одно из ведущих мест в мире по уровню интеллекта
До революции, в царские времена оплата рабочего на заводе зависела от величины его семьи. И в оплату заводчик включал содержание жены и детей.

Рассмешили до слез, давно так не смеялся, автор наверняка не думал, что когда-нибудь появится интеренет, а в нем будет вал дореволюционной литературы, рассказывающей о тотальной безграмотности и детском и женском кабальном труде в царской России.
Сейчас дочитываю книгу Янжула "Фабричный быт Московской губернии", ее кажется даже здесь нет, надо будет добавить на Лайвлиб, так вот автор инспектор, который ездил в 1882-1883 гг. по Московским фабрикам, слушайте это какой-то ад, честное слово, дети 9-10 лет, работают по ночам, по 12, где по 14 часов, на вредных производствах, рекрутируют детей прямо из приютов, где попечитель приюта по совместительству глава фабрики. Просто на каждой странице сжимаются кулаки от ненависти к той проклятой жизни в царской России...


автор наверняка не думал, что когда-нибудь появится интеренет, а в нем будет вал дореволюционной литературы,

может он честно не знал? Т.е. услышал и повторил,в 90е много ведь информации появилось "разоблачающей"

Но в целом, мне тоже было смешно про интеллект, интересно они у крестьян его мерили? И про женщин,которых заставляли работать в СССР (то, что мужчин убили на войне, автор не упоминает почему-то и про условия работы простых женщин до революции)


смешно про интеллект, интересно они у крестьян его мерили

Линейкой наверное или циркулем))

По данным Юнеско

он же вроде в середине 20 века появился? Как такую ерунду может писать ученый человек?
Из книги Янжула, он инспектор, подходит на фабрике к рабочему ребенку, спрашивает ты грамотный, ребенок отвечает да, два раза говорит в школу ходил)))
Вот так и мерили интеллект...


Мне кажется, его мерили только у тех, кто составлял образованную часть государства, например, интеллект студентов. А в мире тогда вообще было с образованием не очень, может поэтому мы и попали в "ведущие места"?


А в мире тогда вообще было с образованием не очень

Где вы Галина научиличь так ловко полемизировать, сегодня вы в роли адвоката царской России))
Это как с Лондонским метро, можно сказать Россия так технически отстала от передовых стран, что построила метро только при большевиках через 80 лет. А можно как вы, да ведь метро то нигде с мире почти и не было.
Первое что приходит в голову, график из статистического сборника начала 20-го века о грамотности рекрутов, в одной из рецензий я публиковал
картинка BakowskiBabbitts
картинка BakowskiBabbitts
мы рядом с Сербией и Румынией, в принципе с точки зрения Романовых ничего страшного)) в Африке вообще даже слоны трубить не умели))


адвоката царской России

не, даже в мыслях не было) Я просто доверчивый читатель, думаю, что не мог же автор прям совсем враньё написать, может это какая-то часть правды, маленькая выборка)

Хотя, конечно, само слово ЮНЕСКО удивляет, что-то Яндекс не даёт информации о том,что их интеллект Российской империи волновал, может не там ищу.

Про грамотность я помню вашу рецензию, что все печально было. При этом, недавно смотрела в Википедии и обратила внимание, что очень не равномерно у нас было, западные части как раз грамотностью отличались, обидна такая неравномерность
картинка Tin-tinka


что очень не равномерно у нас было

Что есть, то есть, и детская смертность в Прибалтике была в разы меньше, чем в областях с русским населением, я об этом писал. Это тоже о многом говорит как о "русских патриотах" Романовых. А о грамотности книгу хорошую прочитал, Иван Богданов - Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР полностью основанная на дореволюционной статистике. Ведь они когда пишут грамотный - лукавят, это мы сейчас все грамотные (хотя....), так вот в России были - образованные, грамотные и еще полуграмотные, т.е. те кто умел только читать.
Читал тут обалденный двухтомник, П. Ф. Якубович - В мире отверженных. Записки бывшего каторжника. В двух томах. Том 1 конечно это уже 70-е 19 века, но там на каторге образованный считался каким то богом, спустившимся с небес, в том числе и среди администрации, а человек умевший писать, это как сейчас среди нас будет человек овладевший китайской каллиграфией. Так что все эти "грамотные", практически все умели только читать....


О, кстати. С удивлением увидела, что подростки сами хотели работать и взрослые рабочие им в этом потакали даже после революции.

- Одной из главных задач Четвертого съезда Союза молодежи было улучшение экономического положения рабочих-подростков. На заводах шли
массовые сокращения молодежи, как малоквалифицированной силы. Нужно было
забронировать подростков, поднять квалификацию. На это главным образом и обратил внимание Четвертый съезд РКСМ.

Леонид Пантелеев, Григорий Белых - Республика ШКИД


Думаю работа -это деньги, подростки хотели себя обеспечивать, возможно помогать семье, времена то тяжелые

Да и потом только изменилось общественное сознание, что юным не место на производствах,раньше то дети работали с юных лет и вряд ли это было непривычно


Ну да, я примерно об этом, только с другой стороны. Но идея именно такая.


Немного не понял ваш заход, это что-то типа "малолетних всегда напрягали работать"?
Я думаю все же от контекста зависит, от окружающего мира. Не так ли?
На кого ты работаешь?
На дядю или на улучшение своей жизни?
Защищен ли твой труд и ты сам, или нет?
Вот работаешь и видишь, что на протяжении десятилетий при Романовых жизнь не улучшалась.
Работаешь при советах, видишь как все вокруг преобразуется и ты не в казарме живешь, а уже в коммуналке. У тебя есть свободное время, вечерняя школа, ты из простого рабочего можешь дойти до начальника и не из-за знакомства, а из-за своих качеств. Цены понижаются, да ты элементарно можешь пойти в Летний сад. Ты не быдло, а стал человеком. Мне кажется есть большая разница.
Хотя, я встречал тут клоуна-историка, который до сих пор не может за 20 лет продать свой тираж о кажется Галицком, так вот он утверждает что бедных советских студентов сгоняли на уборку картошки. Видно ему там настучали, до сих пор помнит)))


Немного не понял ваш заход, это что-то типа "малолетних всегда напрягали работать"?

Какой-то криминальный сленг про заход.

Нет, я имела в виду, что подростки сами хотели работать и взрослые не были против этого.

Ты не быдло, а стал человеком. Мне кажется есть большая разница.

Согласна, разница есть. Но вот я сейчас читаю Республику ШКИД, и там подростки думают не о том, как стать человеком, а о том, как стать богатыми. Поэтому, думаю, что возможны различные варианты мотивации подростков к работе. Не у всех них она одинаковая.


Какой-то криминальный сленг про заход.

Так я ж парень то рабочий, у меня образование пять классов и три коридора)))

Поэтому, думаю, что возможны различные варианты мотивации подростков к работе.

Полностью с вами согласен, как сказал бы поэт Бездомный "На все сто!" Ведь человек сотнями лет воспитывался в парадигме крепостного права, частной собственности, капитализма, рыночной экономики, и вы хотите чтобы у всех вмиг при революциии поменялось сознание? Перешли в новую эпоху, построение социализма, а сознание частника то у некоторых осталось!
Поэтому государство и развалили, что не сумели воспитать человека, который перестал бы думать о личном, и о деньгах.
И еще самое главное, по книге Пантелеева, повествующей о временах НЭПа, не обобщайте что так было на протяжении всей истории СССР. В том то и дело, что на протяжении всего 19 века жизнь ребенка в Российской империи не улучшалась, а за 70 лет СССР она улучшилась.
Как там сказал Родари?
Самый привилегированный класс в СССР - это дети!
Так кажется?


Да, согласна, детям в СССР жилось лучше всех, это точно! У меня нет родственников или их знакомых, кто сказал бы, что их советское детство было несчастливым.


Хотя, я встречал тут клоуна-историка, который до сих пор не может за 20 лет продать свой тираж о кажется Галицком, так вот он утверждает что бедных советских студентов сгоняли на уборку картошки.

"Клоун-историк" совершенно прав и память его не обманывает.К тому же не только студентов в СССР сгоняли на сельхозработы, но и научные кадры. Помню, в Рижском районе мы собирали турнепс, шли за трактором цепью. Впрочем, мы там в основном не турнепс собирали, а спирт с чаем пили из термосов. Видимо, поэтому Союз и развалился :(


По цитатам... явно, что книга не очень)


Она в целом и ни о чем) В этом плане Бердяева было интереснее читать Николай Бердяев - Судьба России , он может тоже пишет не очень-то обоснованные данные,но хоть хорошо это делает, приятно читать)