Больше рецензий

11 апреля 2023 г. 14:52

59

4

Имя Ли Брэкетт нельзя назвать совсем не знакомым, но очень широкой писательской популярностью она все-таки не обладает. Между тем роман "Долгое завтра" я бы оценила как очень достойный и глубокий. А в свете последних событий его содержание и вопросы, которые он ставит, звучат особенно остро и актуально.

"Долгое завтра" - это постапокалиптическое произведение. Написанное в то время, когда в памяти всех людей были свежи воспоминания о трагедии в Хиросиме и Нагасаки, оно заставляет нас задуматься о тех последствиях, к которым нас может привести гонка вооружений и развитие науки, постановленное на службу военным целям. Если честно, роман Брэкетт сложно назвать фантастическим, поскольку единственно "фантастическим" моментом здесь стало событие, именуемое Разрушение. Детально и подробно это событие, его причины, стороны конфликта в романе не описаны. И в общем-то это не имеет значения, значим сам факт. У человечества было ядерное оружие, и оно было использовано. Произошло массовое уничтожение всех городов, многие люди погибли, но многие и уцелели. И далее автор выстраивает тот мир, который пришел после Разрушения. И перед нами предстает мир человечества, откинутого далеко назад в своем развитии, на уровень традиционного общества, поскольку все технологии были утрачены, погибли вместе с городами. Большая часть людей стала заниматься фермерством, преобладающим мировоззрением стало религиозное. И в общем, на этом фантастика заканчивается. Дальше начинается реальная жизнь людей, очень похожая на нашу жизнь. В романе люди после катастрофы не превратились в мутантов под воздействием радиации (более того, о радиации вообще ничего не упоминается, что странно, если честно), они не потеряли способность мыслить и рассуждать, за исключением отдельных групп религиозных фанатиков, они по-прежнему создают семьи, любят, работают, хотят мира и спокойствия, надеются на лучшее. Никаких особенных последствий, наводящих ужас на читателя, в романе абсолютно нет. Это не "Кысь" Толстой, у Брэкетт все написано в духе реализма.

В итоге, как не трудно заметить, мы имеем дело с той фантастикой, которая в любой момент вполне себе может стать реальностью, так как пока есть кнопка, всегда есть риск, что кто-то может на нее нажать. Мы живем на пороховой бочке. И Брэкетт решила подумать, что может случиться с миром, если эта бочка взорвется.

Я бы охарактеризовала "Долгое завтра" прежде всего как роман-размышление, а также как психологический роман о взрослении. И лишь в третью-четвертую очередь вспомнила бы, что это фантастическое произведение.

Для тех, кто любит динамизм, лихие поворотные сюжеты, нежданные развязки, роман Брэкетт возможно разочарует. В отзывах я видела сетования, что роман скучный и особо интереса при чтении не вызывает, но это уже кто и что в нем ищет. Повествование в романе плавное и размеренное, а главные события происходят не столько во внешнем мире, сколько в мыслях главного героя, которого зовут Лен Колтер и с которым мы знакомимся, когда тот еще был подростком, а дальше мы наблюдаем, как наш герой растет, и его образ мыслей и мироощущение меняются. Именно поэтому я назвала роман о взрослении. Но не только. Дело в том, что через судьбу одного молодого человека проглядывает вопрос о том, а взрослеет ли человечество в целом, смогут ли все люди поменять свое мировоззрение таким образом, чтобы насилие в принципе перестало бы рассматриваться как способ взаимодействия, потому как пока в мире остается хотя бы небольшая группа людей, для которых использование силы - это лучший способ решения их проблем, до тех пор весь мир в опасности. А самое грустное, что если исходить из тех описаний, которые дает Брэкетт выходит, что агрессия, жестокость, жажда мщения - это качества, сидящие в глубине человеческой природы, мы можем это скрывать, но когда человек доведен до отчаяния, охвачен страхом, паникой, бессилием, предохранительный клапан может сорваться, и тогда не каждый человек сможет сдержать свой животный порыв. И иные люди в романе, которые не желают повторения события Разрушения, проповедуя мир, под влиянием страха, в своем фанатическом порыве без сожаления убивают тех, кто пытается вернуть человечеству науку, технологии, города, потому что в них фанатики видят дьявола, который снова может прийти в мир в виде ядерного апокалипсиса. Поэтому вопрос в романе стоит очень сложный. Что выбрать: научно-технический прогресс с ежесекундным риском, что его результаты могут погубить много человеческих жизней, а может, и все человечество, или лишить людей достижений цивилизации, чтобы минимизировать количество зла и насилия на нашей планете, но при этом заморозить нас на примитивном уровне развития? И этот непростой выбор делает по сути каждый герой романа Брэкетт.

Сюжетно перед нами история Лена Колтера, выросшего с родителями, братом, сестрой и бабушкой на ферме, у которого был кузен Исо, который на первых порах и втянул нашего героя в водоворот тех событий, которые изменили его жизнь. В руки мальчиков попал радиоприемник - погибшая цивилизация оставила после себя осколки. И с этого дня все мысли мальчишек были обращены в сторону города Барторстаун, в реальности которого они даже не были уверены. Но по слухам, это был большой город (а в мире после разрушения по закону было запрещено создавать большие поселения, так велик был страх людей, что если вновь когда-нибудь начнется атака городов, это снова приведет к массовой гибели людей), в этом полулегендарном городе сохранились какие-то уцелевшие технологии, которые они использовали. Думать и говорить о Бартонстауне было греховно. Вся семья Лена и его окружение были убеждены, что они должны благодарить Бога за то, что могут жить, за то, что Бог дал людям еще один шанс, и не стоит гневить его еще раз, пытаясь вновь отстроить технологическое общество. И отец Лена, человек здравомыслящий и рассудительный, любящий своего сына, признался ему, что не столько вера, сколько разум подсказывает держаться подальше в своих мыслях от этого города. Отец и сам в молодые годы имел в голове не законные в их фермерском мире мысли, но свой выбор он совершил и надеется, что сын его также сделает правильный выбор. Единственный, кто из семьи поддерживал молодого Лена была его бабушка, которая маленькой девочкой помнила еще ту жизнь в большом городе. Правда вся эта жизнь свелась у нее к магазинам, машинам и красивому красному платью, которое теперь пылало огнем в ее сознании на фоне теперешней серой деревенской жизни. Красное платье в романе вообще стало символом роскошеств потерянной цивилизации, и интересно, как Брэкетт обыграла этот образ, связав начало и конец романа.

Запретный радиоприемник стал поворотным моментом в жизни двух молодых героев, первым этапом на пути в Барторстаун , путешествие к которому затянулось на несколько лет. И мы видим, как в течение этих лет меняется мировоззрение Лена, как подростково-юношеская мечта о прекрасном техническом городе, свободном от религиозного страха, открытого к развитию, прогрессу, цивилизации становится реальностью, но эта реальность оказалась несколько далека от юношеских грез. Наш герой столкнулся с тем, что мир устроен гораздо сложнее, в нем сложно однозначно сказать, кто прав, а кто нет, у всякого своя правда, что деление на добро и зло порой достаточно условно. И в такой ситуации тебе нужно делать выбор. И в этом выборе ты одинок, даже самые близкие и любимые люди оказываются чужими и далекими, со своими мыслями, чувствами, убеждениями. В этот момент и происходит взросление главного героя. Принятие решения и готовность нести ответственность за его последствия. И роман так и подталкивает читателя к вопросу, а какой выбор сделаешь ты? Выбор в ситуации, когда все неопределенно, ничто не может находиться в твоем полном контроле, велики риски трагедии, когда ты не знаешь, что будет завтра.

Здесь напрашивается сравнение романа Брэкетт с романом Азимова "Конец Вечности", который был номинирован на премию Хьюго в том же 1956 году. Если взгляд Брэкетт весьма скептичен, то Азимов вполне оптимистично смотрит на будущее человечества. Да, ядерные испытания были, да это была трагедия, но присутствует вера в то, что человечества сможет, наделав кучу ошибок, все-таки выйти на новый виток развития.

У Брэкетт такой веры не чувствуется. В романе проглядывает момент не поступательного развития и прогресса, а скорее цикличности, когда люди снова и снова повторяют те же самые ошибки, ничему не учась у истории. Брэкетт не нагнетает ситуацию, тона трагичности в ее произведении нет, но нет и бодрого оптимизма. Градус торжественности снижен, все звучит буднично и приземленно. Так, как оно и есть в нашей обычной жизни. В итоге мы приходим к тому, что контроль - это иллюзия, у нас есть только вера на лучшее, у нас есть только долгое, неопределенное завтра.

С этим связано то, что Брэкетт не подталкивает нас, читателей, к какому-то определенному выбору, более того, она как будто даже своего героя оставляет наедине с собой в момент, когда ему предстоит сделать свое судьбоносное решение. По крайней мере, мне так показалось. У Ли Брэкетт как автора нет назидательности и нравоучительства, она повествует весьма отстраненно, давая свободу, как своим героям, так и своему читателю. А все тот же Азимов в "Конце Вечности" особого выбора ни своему герою, ни нам оставлять не захотел. Сформировал свою позицию и монументом ее застолбил, да еще и морализаторскую речь под занавес прочел, чтобы никто не сомневался, как правильно и как надо. Поэтому финал у Брэкетт лично мне понравился гораздо больше. Более того, кажется, финал и сделал для меня всю книгу.

Мне роман понравился, я бы рекомендовала его к прочтению. Он не потрясет ваше сознание, вы не скажите, что это лучшая книга, которую вы когда-либо читали. Но это честная книга о нас, с открытым финалом и с поводом задуматься о своей роли в глобальных процессах, переживаемых человечеством.

Источник