Больше рецензий

Basenka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 апреля 2023 г. 00:54

658

3.5 “Утрата иллюзий — это прибыль или убыток?” (Станислав Ежи Лец)

По иронии судьбы я только что прочитала Елена Михалкова - Алмазный эндшпиль …и все время чтения этой книги меня не отпускало ощущение того, что я читаю практически ту же самую книгу:
- тот же мир жуликов, аферистов и мошенников всех мастей;
- такая же атмосфера беспредела 90-х (несмотря на то, что действие обоих романов происходит в 2005-2006 гг.);
- такие же фонтаны крови;
- такие же шаблонные герои;
- такая же предсказуемая интрига;
- те же методы создания атмосферы за счет подробного описания сферы мошенничества (в «Эндшпиле» - ювелирный рынок; здесь - казино и прочее);
- наличие двух сюжетных линий, которые постепенно сливаются в одну;
- и то же отсутствие реалистичности.

Итак, что касается сюжетных линий:
- Школьница Ирина Лебедева сбегает из дома из-за постоянных приставаний отчима; бежать ей некуда кроме как к дальнему родственнику дяде Мише Гройсману, старому аферисту и мошеннику. Дядя Миша (он же Дедуля) девочку приютил (хоть изначально и без большой охоты) и научил всему, что умел сам (ну и друзей подтянул). Читать про обучение Ирины премудростям и тонкостям мастерства аферистов было интересно и местами забавно.
- Вторая линия - бандиты посерьезнее под предводительством Марка Паулса, промышляющие карточным шулерством, ограблениями банков и попутными убийствами (по необходимости, для устрашения, а то и просто так). Подробности работы казино и детали ограблений мне были совершенно не интересны и читать это было откровенно скучно, а местами противно.

Как только сюжетные линии пересекаются, мы опять переносимся в атмосферу лихих 90-х, которая вызывает у меня стойкое отторжение (возможно, потому что я выросла в то время, и не понаслышке знакома с их «теневой» стороной…так что никаких позитивных воспоминаний оно у меня вызвать не способно); интрига становится очень предсказуемой; а связь с реальностью окончательно теряется.

Язык здесь попроще, герои - один неприятнее другого, а вместо еврейского юмора - долгие объяснения обязанностей крупье в казино, и невнятные мотивы персонажей.

«Королевская лапта» (группа “Тридевятое царство»)
«Литера Терра» (группа «Белая сова»)