Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 февраля 2014 г. 01:29

4K

3

Это будет непросто и очень сумбурно, но я попробую.

Когда-то давно я спросила у подруги, захлёбывающейся от восторгов, кто же идиот в этом романе. Сегодня я знаю ответ - все. Даже не идиоты. Тут другое слово надо, но я его не могу подобрать. У Фёдора Михайловича всё-таки талант видеть всё вокруг в чернейшем цвете и жуткой грязи. Это просто какой-то паноптикум низости, глупости, ординарности, пошлости - не самых страшных грехов, но в настолько неприглядном виде, что хочется от них отплеваться и больше никогда не видеть. Возможно, потому что сильные страсти ужасают на каком-то ином уровне, а вот это мелкое душевное уродство - соврать, сподличать (а потом находить извращённое удовольствие в том, чтобы признаваться "Низок! Низок!") - оно вокруг, каждый день в малых дозах. И когда оно обрушивается отовсюду, становится на редкость погано.

И среди этой грязи - князь Мышкин в белом, не замаранный, не запятнанный. И вот здесь у меня возникают большие сомнения. Потому что... ну как же так, мы вроде бы видим перед собой идеального человека, христианина (для Достоевского это важно), милосердного, всепрощающего, наделённого всеми добродетелями и одновременно - больного. Что хотел сказать этим Фёдор Михайлович - что такие люди немного не от мира сего? что таких людей в нашем обществе вообще быть не может? Не знаю, да это и не важно, но тут другая проблема восприятия возникает. Добродетель Мышкина по сути равна наивности, отсутствию опыта. В начале романа он ничего не видел, ничего не пережил. Он такой не потому что сам пришёл к этому, а потому что так получилось - то ли от природы заложено, то ли как-то вдруг воспиталось и выросло. И так уж ли это ценно?.. Ведь даже сам Мышкин в начале романа говорит о лице Настасьи Филипповны "В этом лице… страдания много…", оно ему тем и дорого, тем и притягивает - пережитым, вымученным, выплаканным. И поэтому Настасья Филипповна и Рогожин - образы для меня гораздо более сложные и притягательные, хоть это и не означает того, что я их понимаю или одобряю. Но у них есть характер, они способны на поступки, а князь при всех своих добродетелях - нет. Рогожин смог ради любви пойти против семьи, Настасья Филипповна из более сложных мотивов смогла бросить вызов обществу, Мышкин же, едва приехав из Швейцарии, где о нём заботились, обрёл толпу друзей и деньги, а потом весь роман подставлял вторую щёку. Добро не может просто говорить, добро должно быть деятельным, иначе грош ему цена. И ведь что удивительно... кому-нибудь Мышкин по-настоящему помог? кого-нибудь исправил? переучил по своей вере? Да наоборот. Он стал неким катализатором несчастья, разрушившего и дом Епанчиных, и жизнь Настасьи Филипповны, и жизнь Рогожина. Можно, конечно, спорить о том, как бы сложилась жизнь героев, не встреть они князя, но это он разворошил их души.
Есть ещё один момент. Князь Мышкин довольно эгоистичен и бесцеремонен (эгоизмом в разной форме вообще страдают все без исключения герои). В некоторой степени не меньше капризной Аглаи, любящей проявлять характер, где надо и где не надо. Он прекрасно умеет слушать собеседников (и то, впрочем, не всегда), он честно и искренне хочет помочь, но при этом он же, к примеру, читает многостраничные проповеди, когда никто и не спрашивает его мнения. Неумение вести себя в свете - оно отсюда.
Положительный образ? Да, разумеется, даже не учитывая общий фон.
Идеальный образ? Не уверена.

Вообще же с Фёдором Михайловичем у меня по-прежнему не складывается, даже не на уровне идей - на уровне их воплощения. Мне невыносим язык - внятно не объясню, это что-то подсознательное. Мне невыносима эта чернота жизни, не дьявольские глаза Рогожина, не истеричные припадки женщин (Н.Ф. и А.И.), а вот это сборище карьеристов, мальчиков на побегушках, голодранцев, капитанш, чахоточных. Мне невыносимы "программные речи", которые не имеют никакого отношения к содержанию романа (и я прекрасно понимаю, откуда взялся пассаж о смертной казни, но бог мой, насколько он в этом месте чужероден!). Меня раздражала, наконец, сама рваная структура романа, эти перескакивания через недели и пересказы прошедших событий. Но...
Глубина мыслей и проработка образов, бесспорно, прекрасны. А за это я многое готова "понять и простить":

- <...> Ну, хорошо, ну, скажите мне сами, ну, как по-вашему: как мне всего лучше умереть? Чтобы вышло как можно... добродетельнее, то-есть? Ну, говорите!
- Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье! - проговорил князь тихим голосом.

Ветка комментариев


Если верить, что "страдания очищают", то определённо подарок. :)) Не знаю, в случае Аглаи, возможно, лучше было бы, если бы "настоящая Аглая", как вы её назвали, и вовсе не появлялась. Хотя я не исключаю возможности, что её могло сбить на иную дорожку какое-то другое событие. Но наиболее вероятно, что вышла бы замуж за человека вроде князя Щ. или того же Евгения *не помню отчества*, который думал к ней свататься и даже был встречен с некоторым одобрением. Занималась бы благотворительностью, открыла бы школу в своём имении, боролась бы за какие-нибудь благие цели. И, да, наверное, была бы счастлива и уж точно душевно более спокойна.
И заметьте, Достоевский ничего не говорит о счастье Аглаи в эпилоге - мы видим только внешние события, но мне кажется, что внутри она так и осталась изломанной той историей с князем, причём скорее в отрицательном смысле. И наводит меня на эту мысль её увлечение католичеством, которое князь считал "хуже атеизма". По логике князя (=Достоевского), она потеряла себя, корни, родину.


Аглая? Благотворительностью?))
Опять же: потеряла ли? Или нашла себя настоящую? Католицизм, на мой взгляд, был Аглае ближе, чем православие.

Не получив от судьбы состояния изломанности, девушка с легкостью ломала бы других, даже не замечая, что она делает.

Помните, у Достоевского нет случайных имен? Он тщательно подбирает имена-отчества-фамилии своих героев. Аглая в его романе обозначена как — «внешний блеск», «ложный свет», «наружный свет»(с), может быть, эти события нужны были Аглае, чтобы показать ей, что за внешним светом ничего нет? И чем заполнится ее внутреннее состояние - зависит только от самой Аглаи? Выберется куда-нибудь.

Достоевский во всех своих произведениях ставит героев перед выбором. Как они приходят к своему выбору, через какие изломы - это самое главное в его романах, мне кажется )


Католицизм, на мой взгляд, был Аглае ближе, чем православие.
Почему? Для меня это совершенно не очевидно. Особенно в контексте мнения Достоевского.

Не получив от судьбы состояния изломанности, девушка с легкостью ломала бы других, даже не замечая, что она делает.
Не обязательно, отнюдь. Вон Настасью Филипповну сломали и чем всё закончилось - она стала ломать окружающих. Я абсолютно не уверена, что Аглая пойдёт по иному пути.
И почему Аглая должна обозначать именно "ложный блеск"? Дословное значение имени - "ясная". Мне кажется, этот вариант как раз отражает её роль в романе - она лучше всех, яснее всех видит окружающих и самого князя.

С последним абзацем согласна. :)


И почему Аглая должна обозначать именно "ложный блеск"? Дословное значение имени - "ясная"

Это я согласилась с трактовкой имени Аглая с Т. Касаткиной. (я Вам не ту ссылочку дала, вот тот текст :). Впечатления от Аглаи у меня именно такие: внешне эффектная, блестящая, уверенная в своей хорошести, ничуть в этом не сомневающаяся. Более того, все ее усилия направлены на внешний эффект. Это не плохо и не хорошо. Она такая) А князь, да и вообще, обстоятельства, заставляют ее заглянуть внутрь себя. Усомниться в собственной самодостаточности. Примерно так)

Почему я решила, что католицизм Аглае ближе? католицизм - более рассудочная форма христианства по сравнению с православием, которое более сокровенно, менее объяснимо. (ИМХО). Аглая же у нас девушка, воспринимающая мир не чувственно, а расчетливо. Трезвым умом.

По поводу изломанности: случаи НФ и Аглаи совершенно разные.
Обращусь за примером к "Коллекционеру": Н.Ф. оказалась заложницей обстоятельств не по своей воле, а по воле Тоцкого. Как Миранда, запертая К. и вынужденная принимать новые обстоятельства, как данность. Но представьте, если бы та же Миранда выставила свои (на ее взгляд блестящие работы) и получила бы разгромные рецензии, можно было бы воспринимать это обстоятельство, как излом, убивший художника, а можно - как толчок к развитию, правда? Вот и у Аглаи происходит переоценка ее ценностей, ее самодостаточности. На мой взгляд, это круто - в ее возрасте получить возможность найти себя настоящую )

она лучше всех, яснее всех видит окружающих и самого князя.

Ой, не знаю) у каждого свой взгляд. Как можно определить, чей лучше? Что-то мне по этому поводу картинки из Даун хауса вспоминаются )


Нет, я Аглаю всё-таки совсем иначе вижу.
А за ссылку спасибо - очень интересно. :)

Случаи изломанности, конечно, разные, но какими бы они ни были, все варианты выхода из них можно условно свести к двум - либо ты становишься сильнее, перебарываешь в себе свой "излом", либо так и не можешь это сделать и начинаешь мучить себя или окружающих. Насчёт Аглаи (как и в примере с Мирандой) слишком мало исходных данных в эпилоге, чтобы сделать однозначный вывод, можно любой вариант при желании обосновать.

у каждого свой взгляд. Как можно определить, чей лучше?
Я имела ввиду, что она способна за внешней мишурой разглядеть человека. Как она князя разглядела, одна из первых.
"Даун хаус" я уже скачала. :)